Google запретил загружать платные приложения в России. Что это значит
Google запретила разработчикам в России загружать и обновлять платные приложения в Google Play, об этом сообщается в блоге сервиса.
Подписки, которые уже оплачены, будут действительны до конца указанного в приложении периода, затем они будут отменены. Разработчикам, приложения которых предоставляют «критически необходимые услуги», Google рекомендовала сделать их полностью бесплатными.
В компании пояснили, что бесплатные игры и приложения российские пользователи по-прежнему смогут скачивать из Play Store. У них также останется доступ к тем платным приложениям, что уже были загружены или куплены.
Google Play с 10 марта приостановил работу для пользователей в России, объяснив решение «нарушениями работы платежных систем»: в магазине перестали поддерживать российские карты Visa и Маstercard, а позднее и карты «Мир». Пользователи не могут покупать игры и приложения, оплачивать подписки или совершать какие-либо покупки цифровых товаров в приложениях с помощью Google Play в стране. Скачивать разрешается только бесплатные приложения, однако разработчики в России могли загружать и те, которые предполагают оплату или подписку.
На фоне ограничений работы Google Play в России Минцифры сообщило о разработке российского аналога этого магазина. По данным ведомства, основную разработку ведет группа компаний VK. Проект создается без бюджетных средств. Первую бета-версию магазина планируется запустить до конца мая, сообщил глава Минцифры Максут Шадаев.
На кого повлияет решение
Как пояснил РБК один из разработчиков, под платными приложениями понимаются те, которые невозможно установить бесплатно. Представители My.Games, Delivery Club и нескольких онлайн-кинотеатров сообщили, что действия Google не должны отразиться на работе их приложений: хотя в них берут деньги за услуги, сами приложения являются бесплатными.
Источник РБК в одной из крупнейших российских компаний — разработчиков игр сообщил, что платные мобильные игры занимают на российском рынке меньше 2%. «Основной моделью продвижения являются бесплатные или условно бесплатные игровые приложения. Их монетизация осуществляется через показ рекламы или за счет внутриигровых трат пользователей, например, за более быстрое и легкое прохождение определенных уровней или получение бонусов, но за основной контент и доступ к нему пользователь платить не обязан», — пояснил собеседник.
Коммерческий директор разработчика приложений «Технократия» Илья Долгополов говорит, что решение Google было ожидаемым после того, как компания отключила рекламу на YouTube и внутри приложений. Он считает, что большинство российских разработчиков мобильных приложений изменения затронут несильно, поскольку они занимаются созданием продуктов для банков, госструктур, крупных магазинов или приложений, которые в принципе не публикуются в Google Play, — то есть разработкой бесплатных продуктов. «В первую очередь выпуском платных приложений занимаются небольшие частные разработчики, и для них решение будет иметь очень негативные последствия, — рассуждает Долгополов. — Они могут попробовать найти способ размещать рекламу внутри приложения не через Google или иные способы монетизации».
Для сервисов, которые продают услуги через мобильные приложения, взимая плату с банковских карт пользователей, угрозы нет. «Сложность для независимых разработчиков заключается в том, что большинство пользователей не захотят доверить им свои платежные данные, а привычного способа оплаты через Google Pay больше не будет. Это может сократить потенциальную аудиторию подобных приложений», — указал коммерческий директор «Технократии».
Операционный директор разработчика приложений red_mad_robot Илья Самофеев также назвал решение логичным продолжением того, что Google делала с марта. Он отметил, что на red_mad_robot изменения никак не отразятся, поскольку компания занимается не дистрибуцией приложений, а запуском цифровых сервисов для крупных компаний.
Однако учредитель разработчика игр и мобильных приложений AppFox Вячеслав Богаткин считает, что решение Google станет прямым ударом по ИТ-сектору в России. Он отметил, что разработчики не будут делать «просто так» бесплатные приложения, «сфера будет затухать», разработчики будут вынуждены переезжать в другие страны, чтобы реализовать свои возможности. Он затруднился сказать, как решение отразится на AppFox, но допустил, что компания рискует полностью остаться без заказов. В то же время Богаткин отметил, что «подобные блокировки есть в других странах, и они успешно их обходят», но оговорился, что возможность обойти запрет в России будет зависеть от того, насколько тщательно Google будет проверять его соблюдение.