Сборы театров в 2022 году превысили допандемийный уровень
Как на индустрию развлечений повлияло отсутствие зарубежных музыкантов и киноВыручка российских театров от продажи билетов на собственные спектакли по итогам прошлого года превысила результаты допандемийного 2019-го на 15% и достигла 28,9 млрд против 25,1 млрд руб. Это следует из официальной статистики Минкультуры, с которой ознакомился РБК. Показатели 2021 года театральные сборы превысили более чем вдвое: тогда на фоне ограничений по заполняемости залов в ряде регионов мероприятия принесли театрам 18,7 млрд руб.
В приведенной статистике Минкультуры учтены поступления от таких мероприятиий, как спектакли, концерты, творческие вечера и т.п., проведенных силами театра на своей собственной площадке.
Тем не менее, если оценивать не поступления от мероприятий, а число зрителей, результаты прошлого года все еще уступают 2019-му на 8%: 31,2 млн против 33,8 млн (в 2021-м — 21,6 млн) человек.
В прошлом году в театрах Москвы продажи билетов, по данным профильного министерства, еще больше уступили 2019-му, чем в целом по России: 5,7 млн против 7,6 млн штук, падение составило 25%. В денежном выражении продажам в столичных театрах удалось вырасти на 7%, с 12 млрд руб. в 2019-м до 12,9 млрд руб. в прошлом году. А в 2021-м в них было продано 3,7 млн билетов на общую сумму 8,3 млрд руб.
Что происходило с театральной сферой в прошлом году
На протяжении всего года федеральные и региональные власти неоднократно меняли руководство в крупнейших российских театрах. Так, в июне практически одновременно произошли кадровые перестановки в «Современнике», «Школе современной пьесы» и «Гоголь-центре». Директором последнего назначили Александра Бочарникова, а худруком вместо соратника Кирилла Серебренникова Алексея Аграновича стал Антон Яковлев. Чуть позже худруком Театра Луны стал актер и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, а основатель Сергей Проханов ушел на должность президента театра.
Кроме того, столичные власти провели реформу ряда театров и объединили несколько трупп. Например, коллектив балета «Москва» был включен в «Новую оперу» им. Е.В.Колобова, коллектив театра «Новый балет» — в труппу Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Центр им. Мейерхольда (ЦИМ) после ухода арт-директора Елены Ковальской и худрука Дмитрия Волкострелова объединили с «Школой драматического искусства» (ШДИ). Чуть позже театр «АпАРТе» был ликвидирован путем присоединения к Театру на Таганке, а к Московскому театру кукол присоединили Московский детский камерный театр кукол.
На деятельность театров повлияло и снятие большинства эпидемиологических ограничений, вызванных пандемией. Кроме того, как ранее сообщали РБК в Минкультуры, отечественные театральные и концертные коллективы «переориентировались на выступления и гастроли внутри страны» на фоне «отмены российской культуры рядом недружественных стран» и отказа сотрудничать с артистами из России. Эксперты также обращали внимание на рост посещаемости театров из-за отмен гастролей западных музыкантов и сокращения репертуара в кинотеатрах.
Сколько зарабатывают театры в этом году
По итогам истекшего первого полугодия, динамика посещаемости и финансовые показатели подведомственных Минкультуры театров сохраняются на высоком уровне, рассказали РБК в пресс-службе ведомства. «Только в федеральных театрах за этот период было 2,8 млн зрителей, как и за аналогичный период 2019-го, — отметили там. — То есть фактически мы можем говорить о том, что наши учреждения планомерно идут к допандемийным показателям за счет стабилизации эпидемиологической ситуации и снятия ограничений в части заполняемости зрительных залов».
Продажи билетов в театры по всей России за истекшие январь—июнь в денежном выражении выросли на 27% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, а в штуках — на 26%, подсчитали по запросу РБК в компании «МТС Энтертейнмент» (дочерняя компания МТС, объединяет развлекательные офлайн- и онлайн-проекты, в том числе билетные витрины Ticketland и MTC Live). Абсолютные цифры в компании не приводят, однако отмечают, что средняя цена за первое полугодие выросла всего на 1% и составляет 1996 руб. за билет.
По сравнению с первым полугодием 2021-го продажи в театрах в денежном выражении и в билетах выросли вдвое, констатируют в «МТС Энтертейнмент», однако связывают это в том числе с собственным развитием продаж в регионах.
В Москве и Санкт-Петербурге динамика также положительна, хоть и различается в относительном выражении. Так, рост продаж билетов в театры в столице в деньгах составил 23% полугодие к полугодию, в количественном выражении — 18%. Средняя цена при этом выросла на 4%, до 2583 руб. за билет. В Северной столице динамика в денежном выражении — плюс 42% полугодие к полугодию, в количестве билетов — плюс 38%. Средняя цена одного билета при этом выросла на 3%, до 1950 руб.
Посещаемость театров по итогам истекшего первого полугодия превзошла показатели аналогичного периода в допандемийном 2019-м, рассказали РБК в пресс-службе Театра Сатиры: «В минувшем сезоне к нам пришло на 120 тыс. зрителей больше, чем в прошлом». При выборе театра и конкретного спектакля современная аудитория, как констатируют в театре, предпочитает классику, а также обращает внимание на «атмосферу, труппу и бренд». «Мы дорожим нашим наследием, поэтому в нашем репертуаре можно найти спектакли, которые идут уже четверть века, например «Ночь ошибок» или «Укрощение строптивой», — отметили в Театре Сатиры. — Сейчас мы готовимся к сотому, юбилейному сезону, который откроем пьесой Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Отдельно мы развиваем детский театр как направление».
Итогом первого полугодия 2023-го в Мариинском театре стало «существенное увеличение количества зрителей», рассказал РБК его представитель: «На сегодняшний день данные посещаемости приближаются к тому же периоду 2019 года. Нельзя не отметить, что позитивная динамика наблюдается даже при условии сокращения туристического потока из зарубежных стран». Рост показателей в Мариинском театре объясняют «грамотной репертуарной политикой, созданием привлекательных условий для зрителей и активным освещением событий и новостей театра через собственные каналы и в СМИ».
Рынок зрелищных исполнительских мероприятий в целом восстановился, однако его структура изменилась, считает глава агентства InterMedia Евгений Сафронов. Российские театры, по словам эксперта, преимущественно бюджетные, что позволило им пережить «пандемийную катастрофу и последующие катаклизмы». «А вот концертные предприниматели, и так серьезно пострадавшие от пандемийных запретов, сейчас еще и потеряли всех иностранных звезд и значительную часть российских, обеспечивавших солидную часть выручки, — отмечает он. — В силу этого на фоне восстановившегося спроса в театральную сферу перетекла часть оборота из пострадавшей предпринимательской концертной сферы, а также кинотеатров, где сократился репертуар западного кино».