В Госдуме предложили взять под контроль все цифровые рекламные щиты
Депутат-единорос, заместитель председателя комитета по экономической политике Артем Кирьянов внес в пятницу, 8 июля, в Госдуму законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О рекламе». Документ опубликован в системе обеспечения законодательной деятельности Госдумы.
Законопроект предусматривает «установление особого режима распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций, а также размещения электронных объявлений физических лиц», указано в пояснительной записке к документу. По замыслу депутата, в России должен появиться единый оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений.
Такой оператор необходим, чтобы, как указывает депутат Кирьянов, нивелировать «последствия ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств» и защитить национальные интересы «в связи с рисками распространения недостоверной информации». Такими угрозами, как считает автор законопроекта, могут быть кибератаки и просто хулиганские действия. Наружная же реклама на цифровых носителях, по мнению депутата, «наиболее уязвимый сектор в информационной сфере».
Как будет работать единый оператор цифровых конструкций
Эксплуатировать любые цифровые конструкции можно будет, как сказано в законопроекте, только через «информационный ресурс размещения информации». За него и будет отвечать единый оператор. При этом он сам может выступать еще и владельцем собственных конструкций и вести предпринимательскую деятельность.
На земле, которая находится в государственной собственности, такой оператор может без торгов заключить 30-летние договоры на установку своих цифровых конструкций. На такой же срок единый оператор получит право размещать всевозможную цифровую рекламу на государственном или муниципальном транспорте.
Все частные объявления — под контроль
Единый оператор должен будет, по замыслу депутата Кирьянова, отвечать и за все объявления частных лиц, которые те размещают не в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Такие объявления можно будет публиковать только через специальный информационный ресурс, отвечать за который будет единый оператор рекламных цифровых конструкций.
Как только такой оператор будет выбран, все остальные сервисы, которые публикуют в интернете частные объявления физических лиц, должны будут прекратить свою деятельность. При этом им предписано вернуть деньги пользователям за оплаченные, но так и не оказанные услуги.
РБК направил запросы в пресс-службу Avito и VK, владельца сервиса «Юла».
Кому сейчас принадлежат цифровые конструкции
На конец 2021 года в России насчитывалось более 4,6 тыс. различных цифровых конструкций общей площадью 76,5 тыс. кв. м, следует из данных исследовательской компании «Admetrix-Эспар». Самым популярным форматом являются цифровые билборды — уличные щиты площадью, как правило, 3х6 м. Их на конец прошлого года насчитывалось почти 3 тыс. Еще почти на 1,4 тыс. цифровых конструкций были видеоэкраны меньшей площадью. Кроме того, эксплуатировались 219 так называемых медиафасадов, когда изображение демонстрируется на всем фасаде здания (например, на гостинице «Космос» в Москве).
Крупнейшими игроками в сегменте цифровых билбордов «Admetrix-Эспар» называет две компании: Russ Outdoor (выручка на цифровых конструкциях в 50 крупнейших городах России по итогам 2021 года оценивается 5,3 млрд руб.), и Gallery (4 млрд руб.). Эти же компании являются и крупнейшими игроками в целом в наружной рекламе. При этом Russ Outdoor цифровые конструкции обеспечивают почти 44% всего дохода, Gallery — 67%.
Фактическими основными собственниками Russ Outdoor, по информации на 2019-2020 годы, считались братья Леван и Роберт Мирзояны, а также депутат Госдумы действующего созыва Бекхан Барахоев. Владелец Gallery — Иван Таврин, бывший деловой партнер Алишера Усманова и собственник телеканалов «Муз ТВ» и «Ю».
Кто может стать единым оператором
Единый оператор цифровых рекламных конструкций, по замыслу автора законопроекта, должен быть выбран в течение месяца, после того как поправки будут приняты, опубликованы и станут законом.
В законопроекте перечислены критерии, которым должен соответствовать будущий единый оператор. Им может быть только российское юрлицо, не подконтрольное иностранным собственникам. При этом такая компания должна быть «системообразующей организацией российской экономики, осуществляющей деятельность рекламных агентств». От рекламной отрасли в списке системообразующий предприятий значатся всего две компании — как раз занимающиеся наружной рекламой Russ Outdoor и Gallery.
Головной компанией всей группы Russ Outdoor является, по сведениям на конец 2020 года, зарегистрированная в Нидерландах Russ Out of Home B.V., учредителем российского ООО «Русс Аутдор» — Media Support Services с Британских Виргинских островов. Но директор группы Роберт Мирзоян в интервью «Ведомостям» называл Russ Outdoor «100-процентно российской компанией»: ее акционеры — ООО «Стинн» и «ВТБ Капитал».
Еще одним требованием к будущему единому оператору указано наличие собственных рекламных цифровых конструкций «на объектах транспортной инфраструктуры, а именно: вокзалы аэропорты, станции метрополитена, и остановки общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в том числе в городах федерального значения».
Этому условию соответствует только Russ Outdoor: входящие в группу компании сейчас размещают рекламу на всей инфраструктуре РЖД, на остановочных павильонах московского общественного наземного транспорта. Объявила себя Russ Outdoor и сервисом по размещению рекламы в столичном метро. Gallery рекламой на транспорте в последние годы не занимается.
Директор по маркетингу Russ Outdoor Сергей Наумов не смог прокомментировать инициативу депутата Кирьянова, отметив, что необходимо время, чтобы оценить, как законопроект повлияет на бизнес группы. О том, что изучают законопроект, заявили и в Gallery.
Депутат Кирьянов отказался от комментариев.