Половина россиян оказались недовольны своим рабочим пространством
Согласно исследованию компаний HeadHunter и WeWork (есть у РБК), 30% россиян частично не устраивает, 12% — «скорее не устраивает» и 8% — «совсем не устраивает» их рабочее место. Исследование проводилось в форме опроса с 21 июля по 20 августа, в нем приняли участие 1135 российских работников и соискателей.
Почти четверть опрошенных заявили, что работают из офиса, 12% — удаленно, 8% — в гибридном формате, 1% — из коворкинга, а остальные были безработными. Вопрос об удовлетворенности рабочим пространством задавался лишь тем, кто имеет работу. Среди других выводов опроса:
- респонденты, которые недовольны своим офисом, чаще всего указывали на устаревший и непривлекательный дизайн рабочего места, плохую мебель, отсутствие в помещении кондиционеров и высокий уровень шума в рабочем пространстве;
- те, кого полностью или частично устраивает рабочее место, отмечали в качестве главных плюсов расположение офиса, наличие кондиционеров, хорошее освещение и удобную мебель;
- 72% среди тех респондентов, кто полностью или частично работает в офисе, заявили, что им нужно иметь закрепленное только за ними рабочее место;
- среди того, что респонденты хотели бы поменять в офисном пространстве, чаще всего называли создание большего количества «тихих» зон для сосредоточенной работы, зон для расслабления (например, занятий йогой), добавление кофеварки/соковыжималки и др. устройств.
По результатам опроса почти 20% респондентов стали больше ценить гибкость, указал гендиректор WeWork в России, Центральной и Восточной Европе Андрей Жамкин, поэтому им необходимо пространство, в котором можно будет продуктивно пообщаться с коллегами, возможность сфокусироваться и отдохнуть.
Административный директор HeadHunter Марина Лобынцева отметила, что исследование позволило выявить серьезный запрос у работников на изменение офисной среды после полутора лет работы в удаленном или гибридном режиме: «Тренды в дизайне и проектировании офисных пространств, очевидно, сейчас сходятся в создании такой среды, которая бы максимально способствовала раскрытию творческого потенциала сотрудников и дальнейшему размытию границ между домашним и офисным пространством». По ее мнению, этого сложно достичь в привычных офисных площадях с плотными open space и скученностью рабочих мест, а компании, не уделяющие внимание трансформации своих офисов, могут столкнуться с рядом негативных последствий, от психологического дискомфорта у сотрудников при работе в офисе до общего снижения эффективности работы.
Как россиян уводили из офисов
С началом пандемии в 2020 году большинство компаний были вынуждены перевести своих сотрудников на формат удаленной работы. И даже после ослабления введенных из-за COVID-19 ограничений, более половины российских компаний рассматривали возможность сохранить гибридный формат работы. В январе гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев, выступая на Гайдаровском форуме, говорил, что их анализ показал, что эффективность сотрудников, переведенных на удаленный формат работы, не снизилась, а в некоторых случаях даже выросла. Однако часть переведенных на удаленку сотрудников столкнулись с выгоранием, теряли мотивацию. Тем не менее всего 5% сотрудников Mail.ru Group на тот момент хотели вернуться на постоянную работу из офиса, 30% хотели остаться постоянно на удаленке, а остальные голосовали за гибридный формат. Топ-менеджер указывал, что Mail.ru Group тестировала четыре варианта гибридных форматов (когда сотрудники могут ходить в офис по своему усмотрению, когда есть фиксированный день для посещения и т.д.), и каждый из них предполагает разные затраты для работодателя на поддержание офиса. При этом он прогнозировал, что офис будет превращаться из рабочего места в место, где сотрудники встречаются друг с другом, то есть будут существенно расти числа переговорок и общественных мест.
К марту этого года на удаленке работали около 30% россиян, а к июлю их доля сократилась до 11%, оценивал сервис «Работа.ру». Еще 6% работали в гибридном формате, а остальные 83% — в офлайн-формате. В начале сентября на удаленном режиме продолжали работать до 3 млн россиян, заявлял министр труда и социальной защиты Антон Котяков.
По словам руководителя пресс-службы SuperJob Натальи Ильченко, количество резюме соискателей, претендующих на дистанционную занятость, увеличилось в 2,8 раза и сейчас составляет 6,3% от общего числа. При этом каждый третий сотрудник, кто вышел на постоянную работу, мечтает вернуться на удаленку. «Самая большая доля удаленки сейчас — в IT, где конкуренция за кадры всегда была высока и компании традиционно привлекали разработчиков офисами со спортзалами, питанием и другими активностями. Сейчас мы наблюдаем большое количество удаленных IT-вакансий: теперь, чтобы получать московскую зарплату, можно жить в любой точке России», — отметила Ильченко. Но в связи с тем, что люди работают удаленно, требования к хорошему офису снижаются, для сотрудников на первый план выходят интересные проекты, перспективы роста, качество ДМС, программы развития и пр. «Качество офиса продолжает быть важным для традиционных офисных сотрудников, которые не могут работать из дома в связи с функционалом. Но и тут мы видим новый тренд: по сравнению с 2016 годом: количество россиян, голосующих за open space, снизилось — 16% пять лет назад и 13% сейчас», — рассказала она.