Рынок планшетов в России просел на 29% из-за роста популярности фаблетов
По данным МТС, в январе 2015 года объем продаж планшетов показал максимальное падение за всю историю в рублях, сократившись в годовом выражении почти на треть (29%) – до 4,7 млрд руб. В штуках продажи планшетов сократились на 17% – до 520 тыс. устройств. По словам представителя МТС Дмитрия Солодовникова, на упадок рынка планшетов влияет то, что срок обновления планшетов гораздо меньше, чем у смартфонов, а их функции во многом совпадают.
«Абоненты выбирают более универсальное устройство, при этом и объем трафика в общем объеме интернет-данных, и динамика его роста на смартфонах несопоставимо выше, чем на планшетах, на которых он стабилен», – отметил Солодовников.
Как отмечает представитель оператора, в первом месяце нового года россияне активно приобретали смартфоны, в частности фаблеты, и рост рынка смартфонов по итогам января в годовом выражении составил 9% в штуках. Среди планшетов увеличение продаж показали только устройства B-брендов в низком ценовом сегменте от 2000 до 5000 руб. В основном это недорогие планшеты, которые продаются вместе с SIM-картой оператора. Максимальное падение объемов продаж показали планшеты в ценовом сегменте от 15 000 до 20 000 руб. – в 3,5 раза. В этой категории присутствуют устройства от лидеров рынка – Apple и Samsung. Падение продаж по двум этим брендам составило до 40% по сравнению с январем 2014 года. При этом, по информации МТС, A-брендам удалось сохранить долю в продажах за счет перераспределения спроса внутри группы в пользу устройств Lenovo и Asus.
Фаблеты против планшетов
Одной из причин падения продаж планшетов стал рост популярности фаблетов, считает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Он отметил, что провал продаж планшетных компьютеров в начале 2015 года проходил на фоне роста в категории смартфонов (куда входят и фаблеты) – в первом месяце продажи в этом сегменте выросли на 9% в штуках.
Популярность фаблетов увеличивалась весь 2014 год. По оценкам аналитиков компании «Связной», в 2014 году в России было продано 3,6 млн фаблетов на сумму 44,1 млрд руб. Эта категория оказалась самой быстрорастущей на рынке мобильных устройств. За год продажи фаблетов выросли на 314% в штуках и на 220% в руб.
В четвертом квартале минувшего года на фаблеты наблюдался ажиотажный спрос – выручка от их продажи выросла на 365% по сравнению с показателями предыдущего года. За первые 9 месяцев продажи в рублях росли только на 190%.
Рост рынка фаблетов в конце 2014 года обеспечили как выход флагманских моделей смартфонов от ведущих мировых производителей (Samsung Galaxy Note 4, SONY Xperia Z3 и iPhone 6 Plus), так и увеличение популярности моделей от B-брендов.
«У Apple в 2014 году появился iPhone 6 Plus, который во многом повлиял на рост этого сегмента в четвертом квартале. Популярность фаблетов определяется «утяжелением» контента, который потребляют пользователи, а также тем, что они дают возможность совмещать функции нескольких устройств в одном», – сообщил директор по стратегическому планированию группы «Связной» Анатолий Петровых. Ранее Apple не выпускала моделей телефонов с диагональю экрана более 5 дюймов.
Компания также отмечает резкий рост продаж фаблетов производства Lenovo. В этой категории китайский производитель сумел выйти на третье место по количеству проданных устройств. Авторы отчета «Связного» объясняют этот успех тем, что новинки от Lenovo были представлены в разных ценовых категориях, а в период нестабильности курса валют производитель вел продуманную ценовую политику и очень осторожно поднимал цены. В течение года Lenovo сумела увеличить свою долю рынка среди фаблетов почти в 3 раза – с 5% до 14%. В лидерах по-прежнему Sony и Samsung.
Как сообщал РБК, рост поставок планшетов в мире резко упал в конце 2014 года, а аналитики IDC, считают, что 2015 год будет сложным для этого сегмента. При этом российские показатели в прошлом году демонстрировали более позитивную динамику благодаря развитию бюджетных ценовых сегментов. Кроме того, российский рынок еще не перенасыщен – в нашей стране планшетный компьютер приходится на каждый третий продаваемый смартфон, в то время как в мире – только на каждый пятый.