Открытие Олимпиады в интернете посмотрело рекордное число пользователей
Богатство выбора
Церемония открытия ХХIII зимних Олимпийских игр в корейском Пхёнчхане прошла в пятницу, 9 февраля. Началось мероприятие в 14 часов по московскому времени и закончилось в 16:10.
Из федеральных телеканалов прямую трансляцию вел только «Матч ТВ», входящий в холдинг «Газпром-Медиа». В интернете посмотреть церемонию можно было сразу на нескольких площадках. Компания «Телеспорт», владелец прав на показ этих Игр на территории России, предоставила возможность распространять сигнал в цифрой среде, телевещателям и двум крупнейшим отечественным интернет-компаниям — «Яндексу» и Mail.ru Group. В результате просмотр церемонии в режиме реального времени был доступен на сайте «Матч ТВ» и также на входящем в холдинг «Газпром-Медиа» портале sportbox.ru, на сайте «Первого канала», главной странице «Яндекса», в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».
При общей картинке с церемонии площадки по-разному комментировали происходящее. На сайте «Матч ТВ» и sportbox.ru дублировалась телевизионная трансляция, которую вели комментаторы Ольга Богословская и Дмитрий Губерниев. Для «Одноклассников», «ВКонтакте» и «Яндекса» своими впечатлениями о церемонии делились олимпийские чемпионки Юлия Липницкая и Елена Ильиных, а также комментатор Денис Алхазов. На сайте «Первого канала» просто показывали происходящее без каких-либо пояснений и перевода на русский.
Не обошлось без сбоев: в сети «ВКонтакте» прямая интернет-трансляция так и не состоялась. Представитель сети Дмитрий Лушников отказался назвать причину, по которой сорвалась трансляция.
Предварительные результаты
О том, как смотрели открытие Олимпиады по телевизору, станет известно в понедельник, 12 февраля, когда исследовательская компания Mediascope обработает данные по всей стране.
Отдельные интернет-площадки уже подвели предварительные итоги. В «Одноклассниках», как сообщил РБК представитель соцсети, церемонию открытия посмотрели 3,5 млн уникальных пользователей. При этом общее количество заходов на страницу с запуском плеера достигло 5,6 млн раз.
Сайты канала «Матч ТВ» и spotrbox.ru в совокупности собрали 150 тыс. просмотров, утверждает источник РБК в «Газпром-Медиа». Представители «Матч ТВ» не ответили на запрос РБК.
В «Яндексе» и на «Первом канале» не смогли оперативно предоставить данные.
Поделиться зрителями и прибылью
Ни «Телеспорт», ни интернет-площадки не раскрывали, во сколько последним обошлись права на показ Олимпиады в цифровой среде. Источник РБК, близкий к «Телеспорту», утверждает, что интернет-компании ничего не платят «Телеспорту» за возможность транслировать онлайн спортивные соревнования — вместо этого они делятся с владельцем прав частью доходов от размещения рекламы внутри этих трансляций. При этом рекламу привлекают как сами площадки, так и «Телеспорт».
«Яндекс» ранее объявлял, что при бюджете 1 млн руб. стоимость 1 тыс. показов в формате «мультиролл» (видеоролик до и/или после трансляции контента) составит 500 руб.
Mail.Ru Group условия размещения рекламы в спортивных трансляциях из Пхёнчхана не афишировала.
Стоимость телевизионных прав на Олимпийские игры 2018 года в Корее и 2020 года в Токио составила для российских вещателей около $40 млн.
Больше, чем в Сочи
Аудитория интернет-трансляции открытия Игр в Пхёнчхане только в «Одноклассниках» уже превысила общее число пользователей, наблюдавших в интернете за открытием Олимпиады в Сочи четыре года назад.
Тогда прямые интернет-трансляции вели сайт «Первого канала» и входящие в холдинг ВГТРК сайты vesti.ru, russia.tv и sportbox.ru (был продан «Газпром-Медиа» в 2015 году).
На сайте «Первого» церемонию из Сочи в 2014 году посмотрели более 800 тыс. уникальных пользователей, напомнили в пресс-службе канала. На sportboх.ru аудитория составила 1,2 млн пользователей, вместе на vesti.ru и russia.tv — 1 млн пользователей, уточнили в пресс-службе ВГТРК. При этом в пиковые моменты на sportboх.ru количество одновременно смотревших трансляцию достигало 250 тыс. уникальных пользователей, на vesti.ru и russia.tv — в целом 200 тыс.
В ожидании рекорда
Компания Mediasсope обещает посчитать реальное количество россиян, заходивших 9 февраля в 14–16 часов по московскому времени на интернет-площадки, транслировавшие церемонию открытия.
Аудитория этого события в интернете впервые в России может оказаться выше, чем на ТВ, не исключает директор Института современных медиа Кирилл Танаев. На европейской территории страны церемония шла в разгар рабочего дня, объясняет эксперт. Mediascope измеряет только домашнее телесмотрение, так что телевизионная аудитория изначально была ограничена. Кроме того, продолжает Танаев, «Матч ТВ» является нишевым каналом, и у него априори не могут быть такие же рейтинги, как у «Первого канала» и «России 1».
Время имеет значение
О том, как разница во времени влияет на интерес аудитории к крупным спортивным мероприятиям, можно судить по телевизионным рейтингам церемоний открытий предыдущих зимних Олимпиад.
В 2002 году, как свидетельствуют данные исследовательской компании Mediascope, российское ТВ вообще не вело прямой трансляции с церемонии открытия XIX зимних Олимпийских игр в американском Солт-Лейк-Сити. Просто само мероприятие началось по московскому времени в 4 часа утра 9 февраля 2002 года. В тот раз «Первый канал» показал церемонию открытия в записи вечером 9 февраля — с 18:15 по 19:55 по Москве. Рейтинг этой программы составил 16,1% (это значит, что церемонию открытия в записи посмотрели, по данным Mediascope, 16,1% жителей крупных городов России старше четырех лет).
В 2006 году зимние Игры проходили в итальянском Турине, и разница во времени с Москвой составляла лишь несколько часов. Церемонию открытия в прямом эфире показывал канал «Россия 1»: трансляция началась 10 февраля в 21:55 по Москве и закончилась в 0:43 следующего дня. Рейтинг этой программы равнялся 9,1%.
Следующую зимнюю Олимпиаду в 2010 году принимал канадский Ванкувер. Церемония открытия началась 13 февраля 2010 года в 5 часов утра по московскому времени и закончилась в начале девятого. В такое время телевизионная аудитория невелика, и рейтинг прямой трансляции был всего 3,4%.
В 2014 году прямая трансляция церемонии открытия из олимпийского Сочи началась 7 февраля в 20:03 по Москве и закончилась в 23:03 — самое удобное для российских телезрителей время. Мероприятие показывали сразу два канала — «Первый» и «Россия 1». Их рейтинги тогда составили 17,1 и 15,7% соответственно.