Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

Руководители СМИ попросили смягчить законодательство о рекламе

Руководители СМИ попросили разрешить рекламу алкоголя и рецептурных лекарств
На фоне отказа ведущих западных брендов от рекламы в России руководители отечественных СМИ просят власти либерализовать законодательство — например, разрешить рекламу алкоголя и рецептурных лекарств
Фото: Jon Nazca / Reuters
Фото: Jon Nazca / Reuters

Руководители крупнейших российских СМИ озвучили Минцифры предложения, направленные на поддержку отрасли на фоне западных санкций. Встреча прошла в среду, 9 марта, рассказали РБК три источника на медиарынке.

Как рассказал РБК гендиректор издательского дома «Комсомольская правда» и главный редактор этой газеты Владимир Сунгоркин, на встрече были озвучены, в частности, следующие предложения:

  • разрешить рекламу рецептурных лекарств и отечественного алкоголя;

  • освободить СМИ от налога на прибыль за 2021 год;

  • снять таможенные пошлины с расходных материалов печатных СМИ (красок, сменных материалов для типографий и т.п.).

Пакет мер, как уточнил Сунгоркин, Минцифры должно направить в Минфин и премьер-министру Михаилу Мишустину. «Есть понимание, что без дополнительных мер поддержки СМИ могут продержаться от двух месяцев до конца года, после чего они впадут в ступор, если текущие проблемы продолжатся», — уточнил гендиректор «Комсомольской правды».

99% крупнейших рекламодателей остановили кампании в соцсетях в России
Технологии и медиа
Фото:Andreas Rentz / Getty Images

То, что на встрече озвучивалась идея либерализовать рекламное законодательство и смягчить ограничения для продвижения алкоголя и рецептурных лекарств, подтвердил еще один участник совещания.

РБК направил запрос в Минцифры.

Кто отказался от рекламы

От рекламных кампаний в России уже временно отказались PepsiCo (по итогам 2020 года, по подсчетам отраслевого издания AdIndex, была на четвертом месте в рейтинге крупнейших рекламодателей с бюджетом 5,4 млрд руб.), Procter & Gamble (12-е место, 3,7 млрд руб.), L'Oreal (16-е место, 3,3 млрд руб.). О закрытии своих ресторанов в России заявил McDonald's (18-е место; 3,1 млрд руб.).

Об уходе из России объявил и британский рекламный холдинг WPP, чьи агентства, объединенные в GroupM, занимаются закупками рекламы (кто станет собственником российских компаний WPP, пока неизвестно).

Первый международный рекламный холдинг объявил об уходе из России
Технологии и медиа
Фото:Toby Melville / Reuters

Что может дать смягчение законодательства о рекламе

Фармкомпании, которым сейчас разрешено продвигать в СМИ только безрецептурные лекарства, уже являются одними из главных рекламодателей. Так, «Отисифарм» в 2020 году потратила, по оценке AdIndex, на рекламу 3,6 млрд руб., обойдя по этому показателю, например, Volkswagen и X5 Group (по 3,4 млрд руб.). Основной бюджет — 2,9 млрд руб. — был направлен на ТВ. Рекламный бюджет GSK Consumer Healthcare в 2020 году достиг 2,8 млрд руб., из которых 2,4 млрд руб. досталось ТВ. Рекламный бюджет французской Sanofi превысил 2,3 млрд руб. (из них 2,1 млрд руб. были затрачены на телерекламу).

Продажи рецептурных препаратов в 2021 году, по данным RNC Pharma, составили в целом по России 1,37 трлн руб. (в розничных ценах, с НДС).

Алкоголь, за исключением отечественного вина, сейчас рекламировать в СМИ нельзя. Допускается лишь продвижение безалкогольного пива. При этом спиртное было и остается одним из самых востребованных продуктов: по информации Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, розничные продажи алкогольной продукции (без учета пива, напитков, изготавливаемых на его основе и сидра) в 2021 году составили 219,3 тыс. дал.

Федеральные телеканалы отказались от рекламы «Уралсиба» с Галкиным
Технологии и медиа
Максим Галкин

Как уже пытались либерализовать законодательство

Похожий антикризисный план развития медиаиндустрии Минцифры (тогда еще Минкомсвязь) разрабатывало в 2015 году. Тогда девальвация рубля в декабре 2014 года привела к резкому падению доходов отечественных СМИ. В первом квартале 2015 года затраты на рекламу снизились на 17% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Для повышения доходов СМИ Минкомсвязь предлагала снять ограничения на рекламу алкоголя и рецептурных препаратов. Планировалось также перенести ответственность за рекламу БАДов с издателя на рекламодателя. Кроме того, в министерстве считали рациональным разрешить рекламу в детских программах. Но против этого выступала, в частности, Федеральная антимонопольная служба. Не поддержал идею разрешить рекламу алкоголя и Минздрав.

Единственной мерой, которая в итоге была осуществлена, стало увеличение доли рекламных полос газет и журналов с 40 до 45% от объема номера при сохранении льготы по НДС. Однако даже на ее утверждение у правительства ушел почти год.

Правительству предложили не отменять запрет на рекламу алкоголя в СМИ
Технологии и медиа
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Повторно вопрос о легализации рекламы алкоголя и рецептурных лекарств поднимался в 2020 году. Тогда в марте из-за развала сделки ОПЕК+ резко подешевел рубль, а потом из-за пандемии был введен режим самоизоляции, продлившийся до лета и частично, особенно в первый месяц, парализовавший бизнес. Во втором квартале 2020 года, на который пришелся локдаун, рекламный рынок просел на 22%. О том, что Минкомсвязь готовит пакет инициатив по либерализации отрасли, говорил на тот момент заместитель министра Алексей Волин. Однако дальнейшей проработки эти инициативы так и не имели.

РБК направил запросы в Федеральную антимонопольную службу и Минздрав.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения для семей с детьми

Видовые квартиры в высотных башнях

Варианты с мебелью и встроенной техникой

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 21 ноября
EUR ЦБ: 105,81 (+0,08)
Инвестиции, 20 ноя, 17:41
Курс доллара на 21 ноября
USD ЦБ: 100,22 (+0,18)
Инвестиции, 20 ноя, 17:41
В Киеве предложили надавить на Байдена по вопросу поставок «Томагавков»Политика, 13:32
Время просмотра «VK Видео» резко выросло на фоне проблем с YouTubeТехнологии и медиа, 13:24
Песков рассказал об обсуждении на высшем уровне угроз БелоруссииПолитика, 13:21
Почему от климата зависят 56% ВВП РоссииРБК и Сбер, 13:18
Кремль назвал удары ATACMS и Storm Shadow по России «новой эскалацией»Политика, 13:16
Урсула фон дер Ляйен оказала первую помощь на борту самолетаПолитика, 13:11
Юристы оценили идею обязательной проверки на наркотики для выдачи правОбщество, 13:10
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Силуанов и Аксаков оценили перспективы сбережений в криптовалютеКрипто, 13:07
«Сэкономили 493 млн рублей»: 3 инструмента для оптимизации логистикиPro, 13:05
ФНС оценит прозрачность системы выплат за мигрантовЭкономика, 13:03
Кремль ответил на сообщения о первом применении МБР на УкраинеПолитика, 13:03
В Запорожье предложили передать национализированные агрофирмы инвесторамБизнес, 13:03
Бизнес-империя индийца Гаутама Адани потеряла $34 млрд капитализацииИнвестиции, 13:00
Экс-чемпион UFC из России рассказал, как пережил серию пораженийСпорт, 12:57