Кассовые сборы российских фильмов снизились впервые за пять лет
Суммарные кассовые сборы всех российских фильмов, вышедших в 2019 году, составили 12,3 млрд руб., следует из ежегодного отчета Фонда кино по итогам кинопроката (составляется на основе Единой автоматизированной системы сведений о показах фильмов в кинозалах).
Такой результат на 11,3% меньше, чем в 2018-м, когда суммарные кассовые сборы в прокате составили 13,8 млрд руб. Снижение произошло впервые с 2015 года, отмечается в исследовании, до этого касса российского кино постоянно росла: так, в 2016 году она составляла 8,6 млрд руб, в 2017-м — 13 млрд руб.
По данным Фонда кино, снизилось и число проданных билетов: в 2019 году их было продано 50,6 млн, что на 12,7% меньше, чем годом ранее.
Зарубежное кино в 2019 году, напротив, показало рост на 18,4% относительно предыдущего года. Кассовые сборы зарубежных картин по итогам года составили 43,2 млрд руб., что составляет 77,9% от совокупных кассовых сборов кинопроката, и обеспечили рост общих кассовых сборов на 10,3% относительно 2018 года.
К моменту составления отчета лидером по кассовым сборам среди отечественных картин в 2019 году стала военная драма «Т-34», которая собрала в прокате 2,3 млрд руб., на втором месте комедия «Полицейский с Рублевки», которая заработала в прокате 984,6 млн руб. Однако из всех профинансированных государством фильмов в январе—ноябре 2019 года смогли окупиться в прокате лишь восемь из 68. Минкультуры связывало низкие кассовые сборы отечественных фильмов в 2019 году с выходом ряда ожидаемых голливудских фильмов, таких как «Король Лев», который в 2019-м поставил рекорд по сборам за всю историю российского кинопроката и заработал 2,64 млрд руб., «Мстители: Финал», завершающий фильм киновселенной «Марвел», сборы которого составили 2,59 млрд руб. Высокие кассовые сборы в 2019 году также были у второй части «Малефисенты» (1,9 млрд руб.), новой одноименной экранизации комиксов о Джокере, которая заработала 1,8 млрд руб., и второй части мультфильма «Холодное сердце» (1,8 млрд руб.).
«Американские блокбастеры просто напалмом жгли европейский национальный кинематограф», — описывала ситуацию, сложившуюся в 2019 году на мировом кинорынке, глава департамента кинематографии Минкультуры России Ольга Любимова. По ее словам, доля российского кино в России при этом не опустилась ниже 23%.
Основная причина снижения суммарных сборов отечественных фильмов в кинопрокате — это отсутствие сильных релизов на протяжении всего года, считает гендиректор «Киноэкспертизы» Олег Иванов. По его словам, на протяжении десяти лет только одна-две картины в год способны собрать более 4 млн зрителей, планку в 1 млн зрителей преодолевают 10–12 российских фильмов — эти картины и составляют основную часть суммарных кассовых сборов, объясняет эксперт. А поскольку в 2019 году картина, сумевшая заработать более 1 млрд руб., была только одна — «Т-34» — суммарные сборы снизились, резюмирует Иванов. Однако, по его мнению, общей тенденции снижения нет, и в 2020 году у российского кино есть все шансы вернуться к показателям 2018 года.
РБК направил запрос в Министерство культуры и Фонд кино.