Путин поручил разработать налоговый маневр для компаний связи и ИТ
Президент России Владимир Путин по итогам совещания о развитии отрасли связи и ИТ поручил правительству внимательно проанализировать все предложения, которые прозвучали сегодня со стороны бизнеса, подготовить комплексный план поддержки отрасли и включить меры в общенациональный план восстановления экономики.
Особое внимание необходимо уделить:
- подготовке решения по комплексному налоговому маневру, который стимулировал бы развитие ИТ;
- стимулированию развития перспективных технологий в этой области. Ускорить доработку и принятие закона об экспериментальных правовых режимах;
- активизации работы по подготовке и утверждению федерального проекта по развитию искусственного интеллекта для поддержки этой технологии.
Среди конкретных мер поддержки Путин упомянул вопрос льготного доступа центров обработки данных к электроэнергии.
«Смысл такого комплекса действий должен заключаться в том, чтобы в России были созданы действительно глобально конкурентные условия для работы ИТ-специалистов, чтобы они реализовывали свой творческий и предпринимательский потенциал именно здесь, дома, в стране у нас», — отметил президент.
О чем бизнес попросил президента
На совещании с докладами выступили несколько представителей бизнеса. В частности, президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров сообщил, что из-за пандемии коронавируса с середины апреля выручка компаний-разработчиков программного обеспечения (ПО) упала на 39% по сравнению с показателями прошлого года. Он отметил, что себестоимость разработки ПО складывается на 80% из заработной платы, в связи с чем попросил снизить налоговую нагрузку на зарплаты для программистов. Также он попросил:
- снизить или отказаться от взимания страховых взносов до конца 2020 года и, возможно, дольше;
- финансово поддержать технологические компании, которые обслуживают пострадавшие отрасли;
- отказаться от взимания НДС с ИТ-компаний, работающих по сервисной модели;
- снизить до 2% налог на прибыль для компаний-экспортеров ПО;
- ускорить принятие закона о регулировании для новых рынков — так называемых регуляторных песочницах.
На период 2011–2023 годов для компаний, работающих в сфере ИТ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 14%.
Выступавший на совещании гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев выразил беспокойство, что российская юрисдикция из-за регуляторных и налоговых особенностей теряет привлекательность, многие компании, занимающиеся разработкой онлайн-игр, уезжают за рубеж. Добродеев попросил рассмотреть пакет мер поддержки для игровой индустрии и высокотехнологичных компаний, которые добились успеха за границей. Он также считает, что сейчас налоговое законодательство дискриминирует компании, которые продают софт как сервис, и попросил уравнять этот вид программного обеспечения с другими.
Председатель правления ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Наталья Касперская на совещании отметила, что у части входящих в эту организацию компаний падение выручки может составить до 100%, и через несколько месяцев они будут вынуждены обанкротиться. В связи с этим Касперская попросила разработать точечные меры поддержки для подобных компаний.
Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский отметил, что, несмотря на снижение доходов на несколько процентов, в целом телекоммуникационную отрасль нельзя отнести к пострадавшим. В то же время он обратился с просьбой упростить доступ операторов связи в многоквартирные дома, а также поддержать бизнес центров обработки данных, дав им возможность выйти на оптовый рынок электроэнергии.
Глава 1С Борис Нуралиев предложил выделить гранты и субсидии предприятиям малого и среднего бизнеса на покупку и внедрение информационных технологий, увеличить прием на бюджетные места в региональные вузы для ИТ-специальностей.
О мерах поддержки попросила также Анна Мещерякова, руководитель стартапа «Третье мнение», который является резидентом «Сколково» и занимается разработкой технологий искусственного интеллекта для распознавания патологий на снимках. По ее словам, из-за дефицита врачей, медицинских сестер и рентгенологов, а также риска заразиться коронавирусом внимание к развитию «цифрового сменщика» выросло. «Но сегодня отсутствует системный механизм финансирования закупок подобных медицинских сервисов, и это, в свою очередь, снижает инвестиционную привлекательность подобных стартапов. Отсутствует возможность подтвердить бизнес-модель», — указала она. Чтобы системно продавать подобные сервисы, необходимо получать разрешение в Росздравнадзоре, процедура занимает от восьми месяцев до одного года. Кроме того, по ее словам, необходимы дополнительные льготы для медицинских учреждений на аренду или приобретение высокопроизводительных мощностей, чтобы они имели возможность работать с технологией искусственного интеллекта.
Наконец, Мещерякова попросила поддержать меры поддержки, которые подготовил фонд «Сколково» совместно с другими институтами развития и направил в правительство.
Какие меры поддержки предложил фонд «Сколково»
РБК ознакомился с копией документа. Фонд предложил:
- предоставить гранты, направленные на разработку решений, критически значимых для борьбы с коронавирусом, например средств диагностики, лекарственных препаратов и т.п.;
- субсидировать непроизводственные расходы на период вынужденного простоя из-за карантина для малых и микропредприятий, работающих в сфере создания новых технологий, у которых сократилась выручка более чем на 30%; освободить их от налогообложения на период, пока они не восстановят выручку на докризисном значении;
- освободить от карантинных ограничений граждан с приобретенным иммунитетом к COVID-19 и для этого создать системы контроля персональных правовых режимов;
- ускорить тестирование беспилотных и безлюдных технологий, позволяющих решать бытовые проблемы, в том числе запустить программу массового тестирования роботов-экскурсоводов, роботов-консультантов, роботов телеприсутствия (оператор коммуницирует через устройство дистанционно) и др.
Как ИТ-отрасль переносит коронавирус
В конце марта ИТ-компании просили Минкомсвязь включить индустрию в список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии и кризиса, однако их просьбы так и не были услышаны. В условиях кризиса ИТ-индустрия страдает одной из первых из-за снижения покупательной способности клиентов и их затрат на непрофильную деятельность, отмечал в письме Шадаеву исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев. Компаниям удалось согласовать с министерством перечень наиболее приоритетных мер, однако до сегодняшнего дня соответствующее решение не принято.
Согласно опросу среди ИТ-компаний, проведенному ассоциацией «Руссофт» в начале мая, 15% респондентов планируют сократить более 10% своих сотрудников, а какие-либо сокращения планируются у 42% ИТ-компаний. Касперская также предупреждала, что средняя выручка российских разработчиков софта в мае упала почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а более 10% компаний заявили о ее падении более чем на 90%, а это может привести к массовой миграции ИТ-специалистов.
Глава Минкомсвязи Максут Шадаев, также выступавший на совещании с президентом, в дополнение к упомянутым участниками рынка мерам предложил стимулировать внутренний спрос на рынке за счет закупок отечественного софта госкомпаниями. В рамках нацпрограммы «Цифровая экономика», по его мнению, можно было бы также субсидировать 50% расходов компаний-лидеров на новые программные разработки. «Мы переживаем, что компании-лидеры, которые заняли определенную нишу в своих сегментах, выпускают программные продукты, будут немного тормозить с развитием, не будут вкладывать в новые продукты, разработки, что может негативно отразиться на их конкурентных позициях в среднесрочной перспективе», — отметил министр.
Глава правительства Михаил Мишустин напомнил, что ИТ-отрасль является наиболее мобильной, специалисты перемещаются в юрисдикцию стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом. «Необходимо, чтобы такие компании начали возвращаться в Россию на лучшие условия, <…> чтобы мы экспортировали конечные программные продукты, а не их разработчики уезжали и работали на экономики других стран», — подытожил Мишустин.