Маркетплейсы обогнали сотовых операторов по продажам смартфонов
За последние несколько лет маркетплейсы нарастили долю в объеме продаж смартфонов (в денежном выражении) в пять раз: если в 2019 году показатель составлял 5%, то по итогам первого полугодия 2023-го — 25%. Об этом РБК рассказал один из участников рынка со ссылкой на данные аналитической компании GfK (ее представитель отказался от комментариев). Таким образом, по его словам, совокупно они теперь занимают второе место по доле продаж смартфонов, а сотовые операторы (включая их онлайн-продажи) опустились на третью строчку, сократив свою долю на рынке с 25 до 20%.
При этом наиболее востребованным каналом продаж смартфонов остались федеральные сети (группа «М.Видео-Эльдорадо», DNS, RBT и др.): с 2019 года их доля выросла на 10 процентных пунктов, до 45%, сообщил собеседник. При этом специализированные и монобрендовые сети телеком-устройств, такие как re: Store и «Связной», «заметно потеряли позиции», дополнил он.
Изменения в каналах продаж смартфонов подтвердили представители Ozon, «Ситилинк» (ГК Merlion) и еще один участник рынка. Рост доли маркетплейсов также подтвердили в МТС, «Яндекс Маркете» и Wildberries.
Сколько продается смартфонов
По данным аналитики «М.Видео-Эльдорадо», в первом полугодии этого года в России было продано около 13 млн смартфонов, что на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем этого рынка составил порядка 275 млрд руб. Доля китайских производителей смартфонов за год выросла с 55 до 77% в натуральном выражении.
Почему выросла доля маркетплейсов
Главными причинами роста доли продаж маркеплейсов почти все опрошенные участники рынка назвали разнообразие ассортимента, в частности широкую представленность телефонов низкого ценового сегмента, рост присутствия в регионах, развитую систему доставки, конкурентные цены и цифровизацию покупательского поведения. Один из участников рынка указал, что, после того как часть крупных производителей смартфонов прекратили официальные поставки своей продукции в Россию, они также перестали спонсировать маркетинговые кампании в рознице сотовых операторов, а последние не стали вкладываться в продвижение товара самостоятельно.
По словам еще одного собеседника РБК, трафик на маркетплейсах несоизмеримо выше, чем в магазинах сотовой розницы, поэтому превышение их доли выглядит логичным. В то же время он оговорился, что сейчас не до конца ясно, насколько корректно участники рынка раскрывают данные о своих продажах. Согласно исследованию Data Insight, под конец 2022 года 73% всех онлайн-покупок было совершено на маркетплейсах.
Представители Ozon и «Яндекс Маркета» говорят, что продажи мобильных телефонов на их площадках в последние несколько лет ежегодно удваиваются. В Wildberries отметили, что за последнее полугодие продажи в этом сегменте выросли почти на 260% относительно января—июня 2022-го.
Как это отразится на операторах
До недавнего времени продажи смартфонов и других устройств приносили заметную долю в выручку сотовых операторов. Например, у крупнейшего игрока этого рынка — МТС — на них приходилось 12,5% российской выручки в 2019 году, или 58,895 млрд руб., а в 2021-м — 13,2%, или 68,864 млрд руб. Но в 2022 году показатель упал до 1,5%, или 7,819 млрд руб.
По словам гендиректора розничной сети МТС Андрея Губанова, рост доли маркетплейсов в продажах смартфонов на российском рынке обусловлен несколькими факторами: «Во-первых, за последний год рынок значительно изменился за счет сокращения розницы, во-вторых, маркетплейсы имеют широкую географию покрытия — количество точек выдачи заказов, которые у них есть сейчас, говорит о том, что они перестают быть онлайн-игроками. Кроме того, ассортимент, представленный на онлайн-площадках, в основном в низком ценовом сегменте, а потребители готовы идти на риск при покупке бюджетных устройств». Он указал, что МТС как экосистема в первую очередь сосредоточена на предоставлении сервисных услуг своим клиентам, чем на продажах в рознице.
Источник РБК еще в одном операторе сотовой связи также сказал, что они не гонятся за долей в продажах смартфонов, «не покупают ее, а выступают за органичные эффективные продажи, подкрепленные сервисом, так как в отсутствие гарантийных программ сервисной поддержки от производителей устройств сегодня на рынке эти задачи берут на себя операторы».
Представители «МегаФона» и «ВымпелКома» («Билайн») отказались от комментариев. РБК направил запрос в «Т2 РТК Холдинг» (Tele2).