Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

«МТС Юрент» купила белорусского разработчика электросамокатов

Для чего компании этот актив
Российская компания купила белорусского разработчика электросамокатов и софта Eleven. Эксперты оценивают сделку в 600‒800 млн руб., отмечая, что это очень перспективное вложение
МТС MTSS ₽169,65 -0,35% Купить
Фото: Размик Закарян / ura.ru / Global Look Press
Фото: Размик Закарян / ura.ru / Global Look Press

«МТС Юрент», развивающая одноименный сервис аренды самокатов, купила белорусскую Eleven, которая занимается разработками в сфере микромобильного транспорта, сообщил РБК представитель российской фирмы. Речь идет о покупке интеллектуальной собственности и разработок Eleven.

На базе Eleven «МТС Юрент» создаст центр, который займется разработкой электросамокатов и других видов шерингового транспорта, а также программного обеспечения и зарядной инфраструктуры. Сотрудники Eleven продолжат работать в объединенной компании. В 2025 году планируется представить обновленную модель самоката, а также локализовать производство в России.

Среди российских игроков в сфере шеринга в принципе нет независимых компаний, которые имеют такой уровень наработок, как Eleven, пояснил РБК представитель «МТС Юрент». Кроме того, разработки Eleven «проверены в эксплуатации в шеринговом бизнесе».

Половина россиян поддержала запрет езды на электросамокатах до 16 лет
Общество
Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

Компания не раскрывает сумму сделки. Инвестдиректор фонда SK Capital Сергей Соболев оценивает стоимость всего бизнеса Eleven в $6–8 млн (600–800 млн руб.).

РБК направил запрос в Eleven.

Urent была создана в начале 2018-го в Ставропольском крае Ольгой Стефанюк и Андреем Калининым, первое время сервис работал на юге страны. Весной 2019 года Urent привлекла 150 млн руб. от пула частных инвесторов, среди которых были создатели приложения «Сравни такси» Андрей Азаров и Михаил Гейшерик. В 2022 году Urent привлекла 2,09 млрд руб. от МТС и фондов VPE и VEB Ventures. В январе 2024-го 80,6% сервиса купила МТС, после чего он изменил название на «МТС Юрент». Еще 11,03% сейчас принадлежит ООО «ВЭБ ВЕНЧУРС», 8,37% — у Стефанюк. Сервис управляет парком более чем из 150 тыс. электросамокатов. Выручка основного его операционного юрлица, ООО «Шеринговые технологии», в 2023 году составила 5,1 млрд руб., чистый убыток — 7,6 млн руб.

ГК Eleven основана в 2019 году в Белоруссии, занимается шерингом самокатов и разработкой IT-решений для подобного транспорта, включая электронику, трекеры и зарядные станции. Eleven успешно протестировала две модели электросамокатов и имеет в своем портфеле электровелосипед и каргобайк для доставки. По собственным данным, самокаты компании кроме Белоруссии можно арендовать в Тбилиси и Батуми (Грузия), Сколково (Россия) и Алма-Ате (Казахстан). Владельцы и финансовые показатели не раскрываются.

Зачем нужна сделка

Сергей Соболев назвал эту инвестицию правильной и долгосрочной, учитывая, что Москва поощряет локализацию производства и обсуждает преференции для локальных производителей в виде дополнительных квот на парк самокатов. Команда Eleven, по словам Соболева, остается одной из наиболее сильных с точки зрения компетенций в R&D. «Они всегда разрабатывали свои самокаты и одни из первых обсуждали с Москвой локализацию производства на территории технопарка «Москва», — пояснил Соболев.

Главы сервисов самокатов — РБК: «Неотвратимость наказания важнее штрафов»
Технологии и медиа
Фото:Андрей Любимов / РБК

Создание R&D-центра на базе Eleven открывает перспективы для разработки собственных моделей и локализации ключевых компонентов: батарей, зарядной инфраструктуры и софта, объясняет руководитель группы продаж «Альфа-Капитала» Александр Абрамян. «Для компании это возможность снизить себестоимость и повысить маржинальность, особенно на фоне растущего спроса на шеринговые сервисы. Если «МТС Юрент» сможет реализовать эти планы, то перспективы у их бизнеса выглядят довольно убедительно», — предполагает эксперт.

В перспективе трех—пяти лет такое вложение может помочь сэкономить «МТС Юрент» сотни миллионов, возможно, миллиарды рублей на капитальных расходах при закупке новых самокатов и комплектующих, считает глава отраслевого издания «Трушеринг» Юрий Николаев. Полностью локализовать производство очень сложно и дорого, частично в России локализовано производство несложных компонентов и расходников. По мнению Николаева, «МТС Юрент» вряд ли интересовала пользовательская база, количество самокатов или выручка Eleven. «У Eleven получилось не только разработать и запустить производство собственных самокатов, компонентов и программного обеспечения, но и обкатать их в реальных условиях, — поясняет Николаев. — «МТС Юрент» — большой игрок на рынке шеринга самокатов в России, за плечами которого стоит огромная корпорация. С такими ресурсами команда Eleven сможет делать продукт, максимально отвечающий запросам рынка, быстрее и качественнее».

Сейчас в России используются в основном импортные самокаты, преимущественно китайские, в том числе произведенные по заказу шеринговых компаний. «Сервисное обслуживание и ремонт самокатов игроки рынка берут на себя. Тут возможны различные сокращения расходов на обслуживание парка самокатов при наличии своей R&D-лаборатории и сервисных инженеров», — рассуждает Сергей Соболев. Он пояснил, что наиболее частая поломка в самокатах — повреждения тормозного тросика или замена колес, что не требует наличия в штате высококлассных специалистов. А самая дорогостоящая деталь в самокате — батарея, ее ремонт требует более квалифицированных специалистов. «Если у «Юрента» и новой команды получится своими силами разработать BMS-систему (Battery Management System, электронная плата, которая устанавливается на аккумуляторную батарею для контроля процесса ее заряда. — РБК) и повысить эффективность батарей хотя бы на 10–20%, это значительно скажется на эффективности бизнеса», — отметил Соболев.

«Яндекс» анонсировал технологию замедления самокатов при езде вдвоем
Технологии и медиа
Фото:Николай Гынгазов / Global Look Press

По мнению директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман, проблема локализации заключается в недостатке местных производителей для ключевых узлов самокатов. «Операторы проката занимаются только арендой, им невыгодно углубляться в производство. Например, потребность для самокатов измеряется миллионами штук, и это может стать прибыльным направлением для производителей, но найти подходящего партнера пока не удается», — указала Эрдман. Локализация должна касаться не только мелких деталей, но и ключевых компонентов, таких как рамы и системы управления. «Если у «Юрента» получится реализовать локализацию на таком уровне, это будет большим достижением. Однако на данный момент их модель самоката требует доработки, чтобы стать конкурентоспособной», — отметила Эрдман.

Однако Александр Абрамян напоминает, что использование импортных самокатов делает сервисы зависимыми от возможности новых поставок и валютных курсов. Но построить сопоставимые с китайскими производственные мощности в России очень дорого, поэтому игроки рынка не стремятся к таким капитальным вложениям и продолжают закупки там, где это экономически обоснованно.

С 2023 года «Яндекс» в своем сервисе аренды самокатов использует устройства, разработанные компанией на платформе израильской Wind (группа объявила о покупке последней в 2021 году).

Читайте РБК в Telegram.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Маск призвал Шольца уйти в отставку после наезда на толпу в МагдебургеПолитика, 01:37
Два человека погибли при наезде машины на толпу на ярмарке в МагдебургеОбщество, 01:20
В Рыльске после удара ВСУ почти 90 домов остались без отопленияОбщество, 01:04
В Ленобласти сообщили о подростках, поджигавших по указанию из-за рубежаПолитика, 00:49
Посольство в Берлине уточнит, пострадали ли россияне от наезда на ярмаркуПолитика, 00:23
Фицо заявил о предложенных Зеленским €500 млн в обмен на членство в НАТОПолитика, 00:08
Небензя пообещал, что ответ за удар по Рыльску «не заставит себя ждать»Политика, 20 дек, 23:58
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Германии после наезда на ярмарку задержали выходца из Саудовской АравииОбщество, 20 дек, 23:50
Как в конгрессе воцарился хаос из-за демарша республиканцев против ТрампаПолитика, 20 дек, 23:35
Орбан раскрыл срок исключений для Венгрии из санкций против ГазпромбанкаПолитика, 20 дек, 23:25
Премьер Испании отказался отправлять миротворцев на УкраинуПолитика, 20 дек, 23:12
РКН включил WhatsApp в число организаторов распространения информацииТехнологии и медиа, 20 дек, 23:01
Как майнинг стал причиной убийства депутата Народного собрания АбхазииПолитика, 20 дек, 22:35
Как low-code ускоряет разработку и вывод продуктов на рынокТренды, 20 дек, 22:34