Онлайн-кинотеатры не смогут показывать фильмы без разрешения Минкультуры
Онлайн-кинотеатрам могут запретить показывать фильмы без прокатного удостоверения Минкультуры. Соответствующие поправки в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О государственной поддержке кинематографии» разработаны и будут внесены в Госдуму группой депутатов и сенаторов, в числе которых — зампред комитета по информполитике Антон Горелкин и глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас. Об этом РБК сообщили два источника на медиарынке и подтвердили два источника в онлайн-кинотеатрах. Поправки поступят в нижнюю палату в ближайшее время, говорит один из собеседников РБК.
Депутат Андрей Свинцов (также один из авторов законопроекта) подтвердил разработку документа. При этом он подчеркнул, что «пока рано утверждать что-либо определенное о том, как и с какой скоростью будет двигаться законопроект, поскольку у профильного комитета по информационной политике сейчас меняется председатель» (вместо Александра Хинштейна, который назначен врио губернатора Курской области, комитет может возглавить единоросс Сергей Боярский).
В пояснительной записке к документу говорится, что «владельцы аудиовизуальных сервисов будут обязаны соблюдать требования законодательства о недопустимости распространения фильмов без прокатного удостоверения». Кроме того, законопроект может наделить Минкультуры полномочиями по одностороннему внесению изменений в ранее выданное прокатное удостоверение в случае изменения законодательства. Сейчас такие изменения могут быть внесены только по обращению правообладателя.
Наличие в фильме материалов, «пропагандирующих отрицание или дискредитирующих традиционные российские духовно-нравственные ценности», согласно поправкам, станет основанием для отказа в выдаче прокатного удостоверения, предлагают законодатели.
На текущий момент регламентация того, какие фильмы допускаются к распространению в интернете, находится в правовой лакуне, а закон допускает неоднозначное толкование, объясняет источник в онлайн-кинотеатре. Формально получать прокатное удостоверение необходимо только на те фильмы, которые демонстрируются на большом экране, то есть в обычных кинотеатрах.
Большинство онлайн-кинотеатров также настаивало, чтобы продакшены получали такие удостоверения, но, как уточняет собеседник, делать этого они не обязаны. Например, в ноябре 2022 года Минкультуры не выдало прокатное удостоверение сериалу «Монастырь» кинокомпании «Лунапарк», снятому для «Кинопоиска». Министерство объясняло это пунктом правил выдачи таких удостоверений, отсылающим к недопустимости оскорбления религиозных чувств верующих. Но проект выходил на платформе, несмотря на отказ.
Отвечая на вопрос о том, почему такие изменения в законодательстве сейчас необходимы, по мнению депутатов, Свинцов пояснил, что сейчас существует огромное количество контента, «который нам вредит». «Вчера с трибуны выступала наша коллега [депутат Яна] Лантратова и привела в пример огромное количество детской литературы, которая, что называется, антироссийская во всех смыслах слова. Она пропагандирует дезертирство среди детей, [дает им понять] что дезертирство — это хорошо, пропагандирует если уж не откровенно нетрадиционные ценности, но сомнительные ценности. Есть огромное количество серой зоны, где трактования настолько непонятны, что требуют вдумчивого к ним отношения либо откровенно противоречат указу президента и нормам морали. То же самое касается любого контента — музыки, фильмов, сериалов. Здесь пришло время внимательно взглянуть на все», — сказал Свинцов.
РБК направил запросы другим авторам законопроекта, а также в пресс-службу Минкультуры, которое занимается выдачей прокатных удостоверений, и Минцифры, которое курирует онлайн-кинотеатры.
Что думает бизнес
В пресс-службе «Кинопоиска» — крупнейшего в России онлайн-кинотеатра — РБК сообщили, что «считают вредным и излишним регулирование онлайн-кинотеатров в части прокатных удостоверений». Та система прокатных удостоверений для офлайн-кинотеатров, которая действует сейчас, как отмечает представитель платформы, «придумана еще в 1996 году и с тех пор мало изменилась». «Документы подаются в бумажном виде, фильмы передаются на флешке, а на саму выдачу разрешения могут уходить недели, — объясняют в онлайн-кинотеатре. — Это устаревшая система, которая работает для кинотеатров, где выходит около 500 фильмов в год, но совершенно неподходящая для стримингов, где в год появляется несколько тысяч единиц контента».
Онлайн-кинотеатры как аудиовизуальные сервисы уже тщательно регулируются государством через законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», продолжают в «Кинопоиске». «Онлайн-кинотеатры и так находятся в неравной конкуренции по сравнению с другими форматами смотрения в интернете, так что введение прокатных удостоверений не только означает двойное регулирование, что прямо противоречит законодательству, но и дальнейшее ухудшение условий конкуренции для отрасли», — настаивает представитель онлайн-кинотеатра.
В текущем виде законопроект о прокатных удостоверениях распространяется на весь контент независимо от даты его выхода, обращают внимание в «Кинопоиске». Таким образом, введение прокатных удостоверений крайне негативно скажется не только на бизнесе онлайн-кинотеатров и производителей контента, но и на зрителях. «Лишь у части наименований в каталоге онлайн-кинотеатров сейчас есть прокатные удостоверения — прежде всего у фильмов, что выходили в прокате, но у сотен тысяч единиц контента таких разрешений нет, — добавляет представитель онлайн-кинотеатра. — И если онлайн-кинотеатры больше не смогут показывать контент без прокатных удостоверений, то зрители одномоментно лишатся доступа к легальным копиям огромного числа фильмов и сериалов, в том числе российских. И дальше использование этой системы приведет к тому, что новый контент на сервисах будет выходить медленно и с сильными опозданиями. Причем у пиратов таких проблем не будет».
Сейчас вопрос прокатных удостоверений для онлайн-контента «повис в правовом вакууме», подтверждает руководитель юридического агентства Ation Law Полина Варфоломеева. «Минкультуры говорит, что прокатное удостоверение нужно, даже если это стриминг, Роскомнадзор заявляет, что нет. — объясняет она. — Судебной практики нет, закон неясен, а платформы выкручиваются, как могут. Одни требуют от правообладателей удостоверение, другие закрывают на это глаза, но при этом хитро перекладывают все потенциальные риски и штрафы на создателей контента».
Планируемый законопроект потенциально сможет закрыть эту лазейку, продолжает Варфоломеева. Но за этим, по ее мнению, кроется другая проблема: оформление прокатного удостоверения — это «не просто галочка, а настоящий бюрократический квест с заявками, документами и ожиданиями». «Для фильмов это еще терпимо, а вот для сериалов, где каждая серия потенциально требует отдельного удостоверения, процесс рискует превратиться в бесконечный марафон», — считает юрист.
Директор по связям с общественностью Медиа-коммуникационного союза (МКС; объединяет «Ростелеком», «Триколор», «Газпром-Медиа» и других участников рынка) Елена Соловьева утверждает, что инициатива депутатов «совершенно не учитывает специфику деятельности аудиовизуальных сервисов». Необходимость получения прокатных удостоверений на десятки тысяч тайтлов приведет, по ее словам, к существенному росту расходов и оттоку пользователей. Кроме того, текущие сроки получения прокатного удостоверения делают фактически невозможным осуществление премьерных показов в одно время на различных территориях, так как зачастую контент становится доступен во всех странах в одно время, обращает внимание представитель МКС.
Против законопроекта в текущем виде высказался и глава Ассоциации интернет-видео Алексей Бырдин (объединяет онлайн-кинотеатры «Иви», Start, Amediateka и т.д.). Вся отрасль «крайне удивлена такой инициативой, поскольку не так давно те же самые депутаты приняли законопроект, освобождающий от прокатных удостоверений телевидение», напоминает Бырдин. «Есть ощущение, что и Минкультуры не готово к обработке такого объема и для обеспечения реализации новых полномочий потребуется дополнительно финансировать расширение их штата из федерального бюджета, — считает он. — Мы получим задвоение регулирования, за которое заплатят граждане и бюджет».
В онлайн-кинотеатре Okko также заявили, что против законопроекта и считают предложенный механизм избыточным.
Замгендиректора по правовым вопросам и взаимодействию с органами госвласти «Иви» Михаил Платов добавляет, что инициатива ставит под угрозу дальнейшее инвестирование в производство нового российского контента. «Риск неполучения или отзыва прокатного удостоверения без четких требований к содержанию контента точно не способствует инвестированию сотен миллионов рублей в создание новых фильмов и сериалов онлайн-кинотеатрами», — резюмирует он.
РБК направил запрос представителям, Wink, Premier, Start и Kion.
Читайте РБК в Telegram.