Tinder обошел «Одноклассников» по тратам россиян в сервисах знакомств
Во время пандемии выиграли приложения, которые предложили новые форматы общенияВо втором и третьем квартале 2021 года приложение для знакомств Tinder впервые обошло соцсеть «Одноклассники» по размеру трат пользователей, следует из предоставленных РБК данных аналитической компании App Annie. Она составила рейтинг приложений для знакомств, но для «Одноклассников» учитывались все доходы соцсети, поскольку выделить данные только для сегмента знакомств нельзя.
Сколько именно заработал каждый из сервисов, App Annie не раскрывает — лишь то, что общие расходы российских пользователей в приложениях для знакомств в прошлом году составили более $30 млн (2,210 млрд руб. по среднему курсу), а в мире — $4 млрд.
При создании аналитики App Annie учитывает обезличенные и объединенные данные более чем об 1 млн приложений, потребительских панелей, ведущих рекламных сетей и др.
За счет чего Tinder мог обогнать «Одноклассников» и о других тенденциях, характерных для приложений знакомств, — в материале РБК.
Почему Tinder обогнал «Одноклассников»
Руководитель соцсети «Одноклассники» Антон Федчин в беседе с РБК отметил, что методология рейтинга вызывает вопросы. По его словам, не вполне понятно, как производился расчет, поэтому оценивать прямо его результаты сложно. В App Annie не уточнили, как именно «Одноклассники» попали в рейтинг, пояснили только, что рассматривались «соцсети с возможностями для знакомств». При этом в рейтинге App Annie «Одноклассники» с 2019 года обгоняют другие приложения для знакомств по количеству уникальных пользователей и по числу загрузок.
«Если говорить в целом, мы видим перспективу в развитии коммуникационных сервисов «Одноклассников» в сторону знакомств. Год назад мы запустили сервис в формате видеочата «Окно», есть и ряд других механик для поиска новых друзей и расширения круга общения в соцсети. Кроме того, в последнее время мы последовательно уменьшаем платные барьеры в наших коммуникационных сервисах: добавляем бесплатный контент и механики в текущие инструменты, делаем некоторые из них полностью бесплатными для пользователей, запускаем новые сервисы для общения и делаем их популярнее», — рассказал Антон Федчин.
При этом, по его словам, знакомства в «Одноклассниках» — это не столько про романтические отношения, сколько про поиск новых собеседников и единомышленников. В пандемию этот тренд только усилился. «В 2022 году мы планируем запустить несколько сервисов для знакомств в соцсети и продолжим повышать популярность и доступность текущих механик», — заключил Антон Федчин.
Руководитель проекта Loveplanet.ru Максим Храмов предположил, что Tinder уже давно обошел «Одноклассников» по выручке на платформе iOS, и он не видит в этом «ничего примечательного». Однако он сомневается, что Тinder обошел соцсеть в целом по России, отметив, что у «Oдноклассников» существенная часть аудитории использует компьютеры, а мобильные пользователи в основном используют платформу Android.
Дмитрий Волков, основатель международного холдинга SDVentures, инвестор в Dating Group (в нее входят такие сайты, как Dating.com, XOXO и др.), отметил, что в 2020 году выручка «Одноклассников» составила около 25 млрд руб., в то время как выручка Tinder по всему миру — $1,4 млрд, то есть 101 млрд руб. по среднему курсу ЦБ за тот год (сколько из этой суммы приходилось на Россию, не раскрывается). «Нисходящий тренд «Одноклассников» против роста Tinder сохранялся с весны 2020 года. И в 2021 году Tinder обошел «Одноклассников». Однако эти данные не кажутся столь примечательными, так как сложно рассматривать эти продукты как прямых конкурентов», — говорит Волков. Он также отметил, что «Одноклассники» на данный момент сфокусированы на росте доли выручки от рекламы, которая не учитывается в статистике App Annie. А зона фокуса для Tinder — это платящие пользователи и внутренние покупки, что и отображается в статистике App Annie.
РБК направил запрос в Tinder.
Как менялись сервисы знакомств с начала пандемии
Среди других лидеров рейтингов App Annie — Badoo и российский сервис «Мамба». Однако в третьем квартале 2020 года среди наиболее скачиваемых приложений «Мамбу» потеснил с третьего места на четвертое Chatruletka — сервис, который позволяет бесплатно и анонимно общаться по видеосвязи с пользователями по всему миру.
Кроме того, за последние два года выросла популярность приложений для коротких встреч «без обязательств»: сервис Pure: Life is now в рейтинге по уровню расходов пользователей поднялся с девятого места во втором квартале 2019 года на пятое в начале 2021-го и до сих пор сохраняет позицию. В третьем квартале этого года этот сервис впервые попал в топ-10 наиболее популярных приложений для знакомств по числу уникальных пользователей.
Улучшило свои позиции приложение Tabor.ru, которое ориентировано на страны СНГ. А сервисы Teamo (позиционирует себя как сайт знакомств для серьезных отношений в России) и Topface (международный сайт знакомств), наоборот, переместились в рейтингах на несколько строчек ниже. «Теамо» был создан достаточно давно — как веб-версия продукта, так и приложения [для платформ] Android и iOS. В 2019-м стало понятно, что, чтобы развиваться и разрабатывать новые фичи, необходимо провести фундаментальную ревизию кода и сделать редизайн всего сайта и приложений. Эта задача достаточно затратная с точки зрения ресурсов и времени, поэтому начиная с 2019-го мы решили основательно подойти к ней и сфокусировались на модернизации продукта в первую очередь с технической точки зрения. В это время мы не привлекали пользователей», — прокомментировала менеджер по продукту «Теамо» Анна Гришачева. Связаться с Topface не удалось.
Если смотреть более глобально, то оба «просевших» продукта — нечто среднее между Tinder и Badoo и, конкурируя с такими крупными игроками за пользователей, уступают им как в привлечении, так и в самом продукте, не предлагая ничего уникального, к тому же они плохо адаптировались к пандемии, считает Дмитрий Волков.
Во время пандемии пользователи стали реже встречаться и больше общаться онлайн, отметил Максим Храмов. Основное направление адаптации и развития ключевых игроков заключалось в увеличении возможностей интерактивного общения. Почти все сервисы добавили в функционал видеообщение и трансляции. Запрос на подобные возможности пользователей многократно вырос. Выбирая между живым общением и видеосвиданиями, пользователи голосуют за безопасность и минимальные издержки. С видеосвидания всегда можно уйти, просто завершив звонок.
«В условиях ограничения общения в реальном времени в приложения стали внедряться новые форматы, согласен Дмитрий Волков. «В Dating.com мы внедрили голосовые и видеочаты. Эти сервисы были внедрены и конкурентами. Отдельный бум испытали на себе аудио- и видеосервисы, звонки, стримы и прочие способы контакта, позволяющие сильнее почувствовать человеческую близость. Также сложно не отметить влияние пандемии на развитие виртуальных пространств для общения, виртуальных миров, AR, VR», — заключил Дмитрий Волков.
По словам Анны Гришачевой, с начала пандемии вернулся интерес к чат-рулеткам (посетитель сайта попадет на случайно выбранного незнакомца и начинает с ним онлайн-чат): «Это хоть и не дейтинг в полном смысле слова, но все-таки технология для поиска новых знакомых».
Как сервисы будут развиваться дальше
В целом опасности мирового монополизма в лице Tinder или Match Group, Inc. (американская компания, владелец Tinder и ряда других сервисов знакомств. — РБК) пока не видно, считает гендиректор приложения для знакомств «Мамба» Андрей Бронецкий. С ним солидарна Анна Гришачева. По ее мнению, топ проектов для знакомств вряд ли изменится в ближайшем будущем.
Однако большая часть пользователей массовых сервисов, таких как Tinder, не могут закрыть свои потребности, уверен Максим Храмов. Он указал на соотношение позитивных и негативных отзывов на Tinder в США: пользователи жалуются на то, что в приложении много мошенников, на обилие платных функций и невозможность найти партнера. «При столь крупном масштабе крайне тяжело контролировать качество аудитории. Коммерческая составляющая и публичность компании заставляют увеличивать показатели монетизации и придумывать новые тарифы. Разочаровавшись, пользователи идут в другие сервисы», — рассуждает Храмов. Он отметил, что сама Match Group помимо Tinder также развивает нишевые сервисы знакомств.
По словам Храмова, у LovePlanet основная часть аудитории сосредоточена именно в нишевых сервисах. Есть приложение видеознакомств, приложение знакомств с ориентиром на китайский рынок, сервис серьезных знакомств, сервис для быстрых встреч, сервис голосовых знакомств. Сейчас идет работа над приложением с искусственным интеллектом.
Нишевые сервисы всегда будут востребованы, также уверен Дмитрий Волков. Люди знакомятся легче с теми, кто близок им по интересам. Чем более выраженная и многочисленная группа, тем выше шансы на успешный продукт. «BLK/Chispa — аналоги Tinder, нацеленные на темнокожую и латиноамериканскую общины, соответственно, Muzmatch — для мусульман и арабов, Dil Mil — для общин Южной Азии, PositiveSingles — для больных герпесом, Her — для лесбиянок, The League — для выпускников элитных университетов, Ashley Madison — для тех, кто изменяет», — перечислил Волков. По его словам, развиваемый Dating Group сервис XOXO, в частности, направлен на новое поколение зумеров, для которых видео, а не фото является основным форматом.
Впрочем, Андрей Бронецкий не согласен с тем, что пользователи в последнее время предпочитают нишевые сервисы. По его мнению, набирает обороты разве только некоторые приложения в нише «взрослых знакомств», без обязательств. Также всегда существовала ниша для знакомств людей нетрадиционной ориентации. «В рамках бренда «Мамбы» мы пока не планируем делать резких движений, У «Мамбы» есть своя аудитория, которую устраивает именно эта механика — возможность мультиформатного поиска пары, гибкого поиска по параметрам: полу, возрасту, гео, статусу, росту, цели знакомства и т.д.; свайп-механика; прямые эфиры и функция «теги», которая дает возможность искать по интересам», — заключил Бронецкий. В то же время он не исключил перемены в рамках других брендов группы.