Фонд «Системы» инвестировал в британский проект виртуальной реальности
Sistema Venture Capital (венчурный фонд АФК «Система») стал первым сторонним инвестором стартапа MEL Science, объявили вчера участники сделки. Фонд вложил $2,5 млн, размер полученной доли не раскрывается. Средства направят на разработку серии VR-уроков и продуктов в области физики и биологии.
MEL Science был создан в 2014 году. Компания разрабатывает проекты для школьников на стыке традиционного обучения и онлайн-технологий. «Флагман» MEL Science — курс для самостоятельного изучения химии. В него входят 38 наборов для опытов, мобильное приложение и очки виртуальной реальности Google Cardboard. С помощью смартфона и очков школьники могут посмотреть на химические реакции «изнутри».
Основатель компании — Василий Филиппов — ранее инвестировал в MEL Science $1,5 млн. Помимо MEL Science Василий Филиппов является сооснователем разработчика мобильных приложений SPB Software. В 2011 году компания была продана «Яндексу» за $38,4 млн.
Сейчас MEL Science продает свои наборы в трех странах — России, США, Великобритании. На США приходится 65–70% продаж компании. Это связано с ростом популярности домашнего обучения в стране — сейчас 2,5 млн из 50 млн американских школьников обучаются дома.
Для Sistema VC это четвертая сделка. Ранее фонд инвестировал в компанию распознавания лиц VisionLabs, сервис бытовых услуг YouDo и разработчика для VR-игр. Во все предыдущие проекты Sistema VC инвестировала суммарно более 572 млн руб. (сумма не учитывает вложения в YouDo — условия сделки не раскрывались).
Партнер PwC Юрий Пуха напоминает, что индустрия VR-технологий пока только зарождается. Образовательные проекты в продажах пока достаточно незначительны, основная доля приходится на игры. «Что касается начального образования, то там VR-технологии, скорее всего, появятся после опыта их применения в сегменте высшего образования, так как онлайн-обучение требует определенной самодисциплины и навыков работы с программным обеспечением. При этом мы пока не видели онлайн-курсов российских вузов, которые бы предлагали режим виртуальной реальности. Хотя такая идея, конечно, лежит на поверхности, выгоды ее понятны, и она рано или поздно будет реализована», — отмечает Юрий Пуха.
По данным CB Insights, в 2015 году стартапы в области виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) привлекли от инвесторов $658 млн в ходе 126 сделок. Как писал TechCrunch, с 2012 года объем привлеченных средств составил более $1,46 млрд. Издание приводит оценку Citi, по которой к 2019 году рынок VR вырастет до $15,9 млрд.
Но представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергей Скрипников напоминает о серьезных ограничениях для проекта. «По прогнозам Goldman Sachs, решения VR/AR в ближайшие годы будут скорее дополнительными к традиционным обучающим механикам, а не полноценной их заменой. Это системное ограничение для сектора, из-за которого VR-софт не может претендовать на «каннибализацию» доходов в сегменте образования — емкость мирового рынка образовательного VR-софта оценивают [в сумму] не более $700 млн к 2025 году», — отмечает собеседник РБК. Кроме того, он указывает, что «экономика стартапа может не сойтись»: новые пользователи могут приносить компании меньше денег, чем стоит их привлечение. «Стартап, похоже, пока не работает с платными каналами привлечения, а значит, сценарии дальнейшего роста пока не протестированы в реальной экономике бизнеса», — добавил Сергей Скрипников.