Alibaba Group отстояла право на домен alibaba.ru
Суд по интеллектуальным правам в Москве удовлетворил иск китайской компании Alibaba Group Holding Limited, требовавшей лишить компанию Holmrook Ltd прав на товарный знак «АЛИБАБА ALIBABA» в мае 2014 года. А в конце минувшего года Верховный суд отклонил последнюю жалобу ответчика – соответственно, его решение вступило в силу через десять дней.
Alibaba Group в иске настаивала на том, что является заинтересованным в использовании этого товарного знака лицом. По гражданскому кодексу России, если тот, кто зарегистрировал товарный знак в Роспатенте, три года не использует его, заинтересованное лицо может этот знак отсудить.
Суд постановил, что Alibaba действительно занимается тем видом деятельности, на который зарегистрирован этот товарный знак в Роспатенте, а Holmrook Ltd им не пользуется. Доводы ответчика суд отклонил: компания настаивала, что деятельности группы в России не препятствовала, и привела несколько случаев коммерческого использования знака. Например, партнерский договор с банком «Новый символ» на выпуск банковских карт Alibaba и MasterCard-Alibaba на имя Владислава Улендеева от 15 мая 2013 года. Это договор заключили уже после подачи иска, владелец указанных карт одновременно является членом совета директоров компании Holmrook Ltd, что, по решению суда, говорит о «создании ответчиком видимости использования товарного знака». Владислав Улендеев был основателем и генеральным директором компании «Стиплер», которая продавала программное обеспечение и была официальным дилером техники Hewlett-Packard в 90-х. «Стиплер» вывела на российский рынок популярную видеоприставку Dendy. С 2004 года Улендеев является основателем и совладельцем интернет-холдинга Ehouse. Владислав Улендеев в разговоре с РБК опроверг какую-либо причастность к Holmrook Ltd.
Связаться с Holmrook Ltd, чтобы уточнить, чем именно занимается компания, РБК не удалось. В 2012 году эта компания была замечена в другом процессе по защите интеллектуальных прав – об использовании товарного знака Tissot в доменной зоне tissot.ru. Компания Holmrook Limited зарегистрировала этот знак, но права на него через суд получила компания Tissot, один из крупнейших мировых производителей часов из Швейцарии. Сейчас в доменной зоне .ru на Holmrook Ltd зарегистрировано более 400 доменов.
Старший юрист Goltsblat BLP LLP Евгений Орешин заметил, что ответчик мог в своем иске настаивать на том, что домен истец зарегистрировал только для того, чтобы выгодно продать его в будущем – это может служить основанием для прекращения охраны товарного знака. Зарегистрировавшие знак лица могут требовать крупные суммы, говорит юрист. В схожей ситуации, вспоминает Орешин, одна компания предпочла не судиться, а выкупить товарный знак за $300 тыс. Назвать эту компанию он отказался.
Киберсквоттинг
Киберсквоттингом (от англ. cybersquatting) называется регистрация доменных имен, которые содержат названия торговых марок, принадлежащих другим лицам, названия компаний или имена известных людей. Киберсквоттеры делают это как правило с целью дальнейшей перепродажи доменов или иного способа получения выгоды, например, размещения на нем рекламы. На захваченных доменных именах могут также размещаться сайты, содержащие ложную или порочащую информацию о компании-конкуренте.
Россия
В российской юридической практике одно из наиболее известных дел, связанных с киберсквоттингом, – спор о домене Kodak.ru. Один из предпринимателей, работавших в сфере фотобизнеса, занял это имя и рекламировал на сайте товары и услуги своей фирмы. Компания Eastman Kodak Company обратилась в суд с иском в 1999 году. Тяжба длилась несколько лет. В итоге компании Kodak все-таки удалось отсудить право на использование этого домена. Осенью 2001 года состоялось рассмотрение иска The Coca-Cola Company к РосНИИРОС и ООО «Инсайт». Судьи постановили обязать ответчиков аннулировать регистрацию имен coca-cola.ru и sprite.ru. В свое время судились с киберсквоттерами такие компании, как «Яндекс», Nivea, Amway, ИД «Коммерсантъ», «Ингосстрах», «Мосфильм» и многие другие.
Мир
В зарубежной судебной практике производители также неоднократно судились с киберсквоттерами. Например, автомобильный концерн Porsche выиграл суд по доменам PorscheWallpaper.com и PorscheWallpapers.com. А итальянский производитель дорогих спортивных автомобилей Lamborghini в 2009 году доказал свои права на домены LamborghiniRacingTeam.com и LamborghiniTeam.com. Нередко мишенью киберсквоттеров становятся известные люди. Громкие судебные разбирательства состоялись по поводу доменных имен, сходных с именами актеров Джулии Робертс и Пирса Броснана. Певица Мадонна отсудила интернет-адрес Madonna.сom. А Патрисии Каас пришлось отвоевывать домен patriciaKaas.com – по этому адресу киберсквоттеры разместили сайт с контентом для взрослых.
Alibaba идет в Россию
Alibaba Group в иске заявила, что планирует расширение своей деятельности в России в сфере электронной коммерции. Сейчас на российском рынке уже очень популярен флагманский продукт группы – онлайн-магазин AliExpress. Он держится в топе самых посещаемых в России сайтов, по данным TNS Russia: в августе 2014-го его российская аудитория достигла 16 млн человек в месяц. Кроме этого сервиса у Alibaba есть несколько продуктов, которые в России пока не представлены. Среди них – сервис для хранения, анализа, обработки данных Alibaba Cloud Computing, платформа для онлайн-платежей Alipay, сайт TaoBao, на котором пользователи могут торговать друг с другом напрямую. В Китае эта компания контролирует около 80% всей электронной торговли.
В сентябре 2014-го Alibaba провела IPO, которое назвали рекордным по объему привлеченных средств – компания получила от инвесторов $25 млрд. Ее капитализация на Нью-Йоркской бирже вечером 12 января превышала $254 млрд. Одним из инвесторов компании является российский миллиардер Алишер Усманов, который заработал на вложениях в Alibaba более 500%, о чем он рассказывал телеканалу CNBC в конце 2014 года.
«Россия играет важную роль для AliExpress и входит в тройку крупнейших рынков нашего сервиса. Это было хорошо заметно в ходе прошлогодней распродажи на день холостяков 11 ноября – Россия заняла по объему заказов первое место среди всех стран, где работает AliExpress», – заявил РБК представитель компании в России Марк Завадский. Рассказывать о планах Alibaba в России подробно он отказался.
Домен AliExpress.ru на данный момент не принадлежит Alibaba Group. Марк Завадский отказался комментировать возможность претензий к нынешнему администратору домена.