Роскомнадзор назвал условие разблокировки Telegram
Возврат к переговорам с владельцами Telegram и его разблокировка в России возможна лишь в случае выполнения Telegram закона, заявил РБК глава Роскомнадзора Александр Жаров.
«Обратное развитие событий возможно после выполнения Telegram требований федерального закона об организаторах распространения информации (ОРИ), указанных в исках ФСБ и подтвержденных решением судов в двух инстанциях», — заявил Жаров.
Отвечая на вопрос РБК о том, какие именно доменные имена Telegram будут внесены в реестр запрещенных ресурсов, Жаров заявил, что речь идет о внесении всего сервиса в реестр запрещенной информации, в соответствии с решением суда. «Это произойдет после проведения необходимой технической подготовки», — добавил Жаров, не назвав примерных сроков.
13 апреля Таганский суд Москвы удовлетворил требование Роскомнадзора и постановил заблокировать доступ к мессенджеру Telegram в России. Причиной для такого решения стал отказ компании-владельца сервиса предоставить ФСБ ключи для дешифровки сообщений. Судья уточнила, что это решение подлежит немедленному исполнению, а блокировка будет действовать до тех пор, пока сервис не выполнит требования спецслужбы.
Заседание суда проходило в ускоренном режиме, на представление доказательств ушло менее получаса. После этого судья удалилась для вынесения решения.
Telegram настаивает, что выполнить это требование невозможно по техническим причинам, поскольку ключи к секретным чатам хранятся непосредственно на устройствах пользователей, адвокаты мессенджера намерены обжаловать решение суда. Однако на заседание в пятницу юристы компании не явились: Павел Чиков, руководитель международной правозащитной группы «Агора», представляющей мессенджер в суде, заявил, что основатель Telegram Павел Дуров рекомендовал своим юристам не участвовать в этом процессе. Чиков объяснил эту рекомендацию нежеланием совладельца сервиса «легитимизировать откровенный фарс присутствием» своих адвокатов.
В Кремле после вынесения решения суда заявили, что в ситуации с Telegram речь идет о невыполнении требований законодательства, а не о нарушении прав пользователей. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Суд решил ограничить доступ к информационным системам и программам для электронных вычислительных машин и далее <...> ограничение доступа не было самоцелью, никто не собирался запрещать что-то», — пояснил он.