Рынок онлайн-образования упадет на 35–40% по итогам 2022 года
Общее падение рынка онлайн-образования в 2022 году может составить 35–40% в зависимости от сегментов. Такой прогноз приводит директор EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина по итогам проведенного в начале апреля опроса среди стартапов, входящих в экосистему этого фонда (участвовали 200 компаний). Более 90% респондентов сказали о падении своих продаж в среднем на 20–40%.
По итогам 2021 года объем рынка EdTech в России составил 80 млрд руб., напомнила Царевская-Дякина. И до сих пор показатель рос на 15–20% в год, а в период карантина весной 2020 года достигал 25–50%.
Как менялся спрос
«Больше всего пострадает дополнительное и профессиональное образование для взрослых, особенно в сегменте дорогих и эксклюзивных направлений, таких как МВА или обучение ораторскому искусству», — говорит Царевская-Дякина. Она объясняет, что за обучение на таких программах, которое может быть рассчитано на полтора года, зачастую приходится платить сразу и нет возможности, как в университете, разделить оплату по семестрам. «Из-за этого приходится обращаться к кредитам, а сегодня они во многих банках недоступны», — указала представитель «Сколково».
Также негативно сказалась невозможность размещать рекламу в Google, YouTube, Facebook и Instagram (последние две принадлежат Meta Platforms Inc., которая признана в России экстремистской организацией) — именно из этих каналов сервисы онлайн-образования получали наибольший трафик. Например, в разных сервисах упал спрос в сегменте обучения маркетингу — стали непопулярными курсы, связанные с навыками работы с соцсетями, настройкой контекстной и таргетированной рекламы.
По словам руководителя сервиса онлайн-обучения цифровым профессиям «Яндекс.Практикум» в России Евгения Лебедева, они также наблюдают снижение спроса на программы для тех, кто уже имеет опыт в профессии, «программы для продолжающих» или «апскиллинг» (от англ. upskilling — «повышение квалификации»). «Такие курсы — не базовая потребность, они нужны для дальнейшего развития в профессии. В период неопределенности спрос на них падает», — отметил Лебедев.
В то же время Лебедев ждет не падения рынка профессионального образования, а лишь замедления темпов его роста.
Но гендиректор образовательной компании «Нетология» Марианна Снигирева рассчитывает, что динамика рынка EdTech останется на уровне 2021 года (рост на 15–20%). По ее словам, в первые недели марта в «Нетологии» спрос упал примерно одинаково на все направления обучения, но вскоре начал восстанавливаться. При этом на курсы по программированию и аналитике данных спрос даже «значительно вырос».
С самыми серьезными сложностями столкнулись гиганты рынка EdTech, основная доля трафика которых приходилась на рекламные каналы, ставшие недоступными, считает управляющий директор Ultimate Education Никита Подлипский. Нишевые же игроки с сильными комьюнити, по его словам, чувствуют себя стабильнее. «Общая просадка по нашим компаниям составила не более 4%, а в ближайшее время мы прогнозируем небольшой рост. Если человек столкнулся с необходимостью повысить свою квалификацию, разобраться в нюансах своей профессии, он это сделает. В наших направлениях длительного кризиса занятости не прогнозируется», — рассуждает Подлипский.
Что останется востребованным
Меньше всего пострадает школьное допобразование в направлении репетиторства и подготовки к ОГЭ/ЕГЭ, уверена Наталья Царевская-Дякина. «Эти экзамены все равно надо будет сдавать, а в детей мы обычно готовы вкладываться больше, чем в самих себя, — говорит она. — Также по состоянию на март, по данным наших опросов, оптимистично выглядит ситуация с обучением иностранным языкам — там очень низкое падение, не более 10%».
Тенденцию сохранения интереса к обучению иностранным языкам РБК подтвердил и управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский. «У нас идет рост. Падения стоит ожидать в направлениях, где люди были вынуждены брать кредиты. Также сейчас отказываются от обучения каким-либо хобби», — отметил он.
Востребованным останется обучение цифровым и ИТ-профессиям, уверена Марианна Снигирева. В первую очередь государству и бизнесу нужны будут разработчики и аналитики — их нехватка была острой и до конца февраля 2022 года, а теперь на них горячий спрос, так как из России уехало много ИТ-специалистов. «В изменившихся условиях выживут те компании, которые смогут адаптироваться и диверсифицировать свои продукты, на которые у населения будет спрос. Поэтому будут нужны продакт- и проджект-менеджеры, способные придумывать и создавать такие продукты. Нужны будут дизайнеры, которые смогут донести до потребителей ценность этих продуктов, а также интернет-маркетологи — чтобы продвигать бренд на доступных площадках», — отмечает Снигирева.
Представитель «Яндекс.Практикума» также говорит о росте спроса на программы для начинающих, позволяющие с нуля освоить новую профессию в ИТ. «Сейчас есть общий тренд на рескиллинг, переобучение. Это когда условный водитель трамвая приходит к нам, чтобы стать разработчиком или получить другую цифровую профессию. Поэтому сегодня, в условиях кризиса, когда люди теряют работу или оказываются в сложной жизненной ситуации, онлайн-образование становится доступным инструментом для перехода в новую профессию, поэтому спрос на него растет», — рассуждает Евгений Лебедев. Он отметил, что спрос на программы для начинающих с середины марта 2022-го вырос на 30% по сравнению с докризисным периодом.
По словам коммерческого директора Skillbox Артема Казакова, в марте они зафиксировали позитивную динамику продажи курса «Инженер по тестированию» — в разрезе других направлений программирования был ощутимый прирост в 30%. Также он отметил повышенный интерес пользователей к курсам по английскому языку (+24% к февралю). Кроме того, растет спрос на корпоративное обучение (за счет работодателя), поскольку компании «острее ощущают необходимость повышения квалификации или приобретения новых знаний и навыков для работников», а также на различные интенсивы. При этом Казаков считает, что сейчас говорить о прогнозе результатов за год «не совсем корректно, так как рынок адаптируется к изменениям».