Двадцатка молодых и перспективных: рейтинг журнала РБК
Критерии отбора просты — возраст до 35 лет и значительный потенциал роста. Участники отобраны редакцией РБК и расставлены в произвольном порядке.
В списке больше 20 фамилий, потому что в нескольких компаниях невозможно выделить только одного сооснователя или партнера.
Компания Genotek превратила генетические тесты в массовый продукт: за 10−20 тыс. руб. любой человек может узнать свою родословную до десятого колена, определить предрасположенность к заболеваниям и реакцию на лекарства. Тест можно купить на сайте компании, в партнерских клиниках или прийти в лабораторию, чтобы плюнуть в пробирку на месте. С 2011 года Genotek привлекла $4,5 млн инвестиций, в 2018 году продала больше всех генетических тестов в стране.
Genotek основали выпускники МГУ Валерий Ильинский, Артем Елмуратов и Кирилл Петренко (вышел из управления). Они решили продавать населению услугу генетического тестирования, которая в России была экзотикой, а в США уже превратилась в успешный бизнес.
Им удалось привлечь сначала $500 тыс. от фонда RuStarsVentures и частных инвесторов, затем $2 млн от Максима Басова из «Русагро» и экс-главы администрации президента Александра Волошина, а также $1 млн от крупнейшего в России производителя лекарств — «Фармстандарта». «Мы не были первыми, но именно мы превратили генетическое тестирование в России в массовый рынок», — считает Елмуратов.
В 2017 году выручка ООО «Генотек», согласно СПАРК, составила 71,5 млн руб., чистая прибыль — 7,5 млн руб.
В начале марта 2019 года «Яндекс» купил сервис вопросов и ответов TheQuestion и объединил его с собственным проектом «Яндекс.Знатоки». Руководить продуктом стала основатель TheQuestion Тоня Самсонова. TheQuestion — это сервис, где любой может задать вопрос и получить на него ответ от разных специалистов. За четыре года на TheQuestion было опубликовано около 700 тыс. ответов, аудитория проекта составила порядка 10 млн уникальных пользователей в месяц.
Первые деньги Самсонова получила от инвесторов. Ими стали основатель IBS Group и Luxoft Анатолий Карачинский, основатель «Амедиа» и владелец компании Cosmos Studio Александр Акопов, директор по финансам и экономике группы «Сумма» Константин Кузовков, создатель популярных шоу «Первого канала» и СТС Сергей Кальварский и ресторатор Артур Берсиров, писало издание The Bell. В 2016 году Самсонова заявляла об $1 млн инвестиций. Ранее «Ведомости» оценивали годовую выручку TheQuestion от 30 млн до 80 млн руб.
Выпускница МФТИ Ольга Коцур в 2013 году придумала сервис-шпаргалку для сотрудников магазинов одежды. Приложение позволяет удаленно управлять продажами, обучать персонал и собирать данные о предпочтениях покупателей. Зарабатывает Mercaux на платной подписке.
До запуска стартапа Коцур работала в The Boston Consulting Group, где изучала применение информационных технологий в традиционных областях бизнеса. Первые инвестиции — $25 тыс. от акселератора Plug and Play (США) — ее команда получила в 2013 году. После тестов стало понятно, что ретейлерам необходим более сложный инструмент, и основатели вложили $30 тыс. своих средств. Еще $300 тыс. вложил бизнес-ангел Алексей Менн. В 2018 году компания получила $4,5 млн инвестиций от фонда VC Nauta Capital и его партнеров.
С Mercaux работают United Colors of Benetton, Nike, Under Armour и другие бренды. Всего платформу используют 15 партнеров в 250 магазинах по всему миру.
Бывший консультант McKinsey Андрей Лобанов создал крупнейшую в России школу программирования для детей. «Алгоритмика» работает в 125 городах по всему миру. За последний год компания увеличила выручку в 2,5 раза и запустилась по франшизе в Австралии, США, Мексике, Эквадоре, Индии и Китае.
Основатель «Алгоритмики» — выпускник мехмата МГУ. В 2015 году он с подругой Марией Бородецкой создал лекторий об искусстве и науке «Синхронизация». Бизнес приносил прибыль, но не поддавался масштабированию. Тогда Лобанов переключился на программирование.
В создание пилотной ИТ-платформы Лобанов вложил 3 млн руб. накоплений и вскоре привлек еще 15 млн руб. от нескольких бизнес-ангелов. Программа рассчитана на детей от 5 до 14 лет, заниматься можно на уроке в школе или с домашнего компьютера. Обучение построено на основе геймификации. Преподаватель видит методические материалы и подробную аналитику успехов каждого ребенка.
Продукт существует в трех модификациях. Это собственная школа в Москве, франшиза с правом использовать ИТ-платформу и бренд «Алгоритмики» и SaaS-модель, когда школы и центры дополнительного образования берут систему «в аренду».
Выручка «Алгоритмики» по итогам минувшего года увеличилась до 145 млн руб. (с учетом выручки франчайзи — в пять раз больше).
Работая в фармацевтических компаниях, Елена Ватутина и Мария Рябуха узнали о потребности отрасли в цифровых сервисах для обучения специалистов. В 2016 году они запустили онлайн-сервис для повышения квалификации фармацевтов и провизоров.
Переобучение и подтверждение квалификации сотрудников — одно из лицензионных требований для аптечной розницы. Дистанционные курсы обходятся на 30% дешевле офлайн-обучения, поэтому сервис стал популярным у региональных аптечных сетей. Сейчас им пользуются более 60 тыс. специалистов фарминдустрии в России и странах СНГ.
На старте соосновательницы вложили в проект порядка 8 млн руб. из собственных средств. Уже через год после запуска стартапу удалось привлечь 100 млн руб. от Фонда развития интернет-инициатив.
На базе Pharmznanie созданы маркетплейс для фармпроизводителей и аптек PharmMarket, потребительский сервис «Кешбэк от аптек» и образовательная платформа для врачей Medznanie. В 2019 году компания выводит бренд Pharma.Global на мировой рынок.
Олег Береснев — разработчик из Красноярска, глава команды, создавшей игру Flippy Knife. Это игра в жанре hyper casual — для ее освоения совсем не требуется времени, а игровой процесс настолько увлекателен, что хочется возвращаться снова и снова. Релиз состоялся в августе 2017 года, а уже через два месяца количество установок перевалило за 20 млн. Сейчас у Flippy Knife более 30 млн установок на всех устройствах.
Пик популярности Flippy Knife уже прошел, но, по данным Sensor Tower, игра продолжает приносить около $20 тыс. ежемесячно. Зарабатывают разработчики на рекламе и внутриигровых покупках. Свой путь к первому приложению для смартфона Береснев начал в 2014 году: рисовал иллюстрации и продавал их стоковым фотобанкам. Позже к нему присоединилась его девушка, и у дуэта появились первые серьезные заказы.
К концу 2014 года в творческой артели трудились уже четверо, а месячный заработок составлял около $5 тыс. Среди клиентов дизайнеров оказался даже Facebook: команда Береснева помогала соцсети с оформлением новых продуктов. Сейчас Beresnev Games запустила еще один проект — версию своей игры в дополненной реальности — и строит «студию мечты» в Праге.
Дарья Ребенок и ее муж Артем Федяев любят путешествовать и объехали более 70 стран. Переехав в США, в 2015 году они организовали шеринг-платформу: на сайте сервиса регистрируются как покупатели, так и путешественники — первые оставляют заявки на вещи или продукты, которые им нужно привезти из той или иной страны, вторые выбирают подходящий им маршрут и вознаграждение (обычно 10−20% стоимости товара).
Путешественник за свои деньги приобретает товар за границей. А Grabr позже возмещает ему стоимость покупки и доставки. Например, доставка MacBook стоимостью $1049 из США в Москву обойдется в $45−92. Сервис берет за услуги от 7 до 15% от суммы заказа.
Общий объем инвестиций в проект превысил $14 млн. Сегодня в сообществе Grabr зарегистрированы более 500 тыс. человек из 58 стран мира. Ключевыми рынками для сервиса являются США, Бразилия, Перу, Аргентина, Россия, Таиланд и Вьетнам.
Разработчик из Омска придумал и разработал сервис DonationAlerts. Это система организованного приема пожертвований для стримеров и базового оформления своего канала.
С помощью DonationAlerts можно легко выводить деньги через популярные в СНГ сервисы вроде «Яндекс.Деньги» и «QIWI Кошелек», в несколько кликов публиковать сообщения зрителей на экране, сопровождать их звуками или анимацией. Зарабатывает сервис на комиссии — она колеблется от 5 до 7%.
Пользоваться DonationAlerts можно как на Twitch, так и на других стриминговых платформах. Сейчас у сервиса 2,6 млн зарегистрированных пользователей, 10% из них активные. Среди пользователей такие популярные стримеры и блогеры, как Валентин Wylsacom Петухов (7,2 млн подписчиков на YouTube), Роман Lololoshka Фильченков (6,3 млн подписчиков на YouTube) и другие. Самое большое пожертвование — 200 тыс. руб., средний платеж — около 250 руб. Это меньше, чем у англоязычных аналогов: там донатят в среднем по 600 руб.
В 2016 году DonationAlerts стал частью Mail.Ru. Стороны не раскрывают условий сделки, но Трифонов рассказывает, что за месяц до продажи американская компания предлагала ему $250 тыс. Сегодня сервис пытается выйти на глобальный рынок. Речь пока не идет о США: там слишком сильны позиции конкурентов — PayPal и внутренней валюты Twitch.
Саша Трусова — одна из самых перспективных спортсменок в России. К 14 годам она стала двукратной чемпионкой мира среди юниоров и первой фигуристкой в истории, исполнившей четверные лутц и тулуп — элементы, которые раньше давались только мужчинам. Сейчас Трусова тренируется у Этери Тутберидзе, подготовившей звездных Алину Загитову и Евгению Медведеву.
Спортивная карьера уже приносит Трусовой доход (точных цифр фигуристка не раскрывает). Основные источники заработка — призовые на международных стартах и доходы от рекламных контрактов. Недавно девушка подписала договор с Adidas, до этого рекламировала продукцию молочного комбината «Рязанский». Кроме того, Трусова участвует в ледовых шоу, получает президентскую стипендию за титул чемпионки мира. «Для меня фигурное катание — это любимое дело, которым мне интересно заниматься. Деньги для меня сейчас не важны», — уверяет она.
Планы на текущий год — перейти на взрослый уровень. Трусову уже называют конкуренткой Алины Загитовой, но Александре также предстоит соперничать с талантливыми ровесницами — тренирующимися вместе с ней Анной Щербаковой и Аленой Косторной.
Бывший финансист Антон Драчев нашел способ «уберизировать» рынок химчисток и прачечных: курьер приезжает к клиенту домой, забирает грязные вещи, отвозит на фабрику, а через несколько дней возвращает чистыми и выглаженными. Сервис Airo, который Драчев с тремя друзьями основал в 2015 году, обслуживает 20 тыс. человек. В начале 2019 года он привлек $1 млн инвестиций от корпоративного венчурного фонда компании «Telecom Биржа».
Клиентов Airo обслуживают 11 фабрик в Москве и Московской области. 50 курьеров отрабатывают 4,5 тыс. заявок в месяц, средний чек — 2,7 тыс. руб. Около 50% заказов компания получает через мобильное приложение, которое установили 7 тыс. человек. К концу следующего года Драчев надеется увеличить выручку в семь раз. Только что полученные инвестиции он потратит на запуск новых услуг (например, ремонт обуви с доставкой на дом) и развитие в сегменте b2b.
(Kedr Livanskiy)
Новый альбом Яны Кедриной, которая пишет электронную музыку под псевдонимом Kedr Livanskiy, вышел в мае 2019 года. Еще раньше она стала частью американского лейбла 2MR, который занимается дистрибуцией песен Kedr Livanskiy, гонорары стороны делят пополам.
Концерты приносят основную часть доходов, рассказывает Кедрина. В России гонорар за концерт зависит от площадки и достигает 300 тыс. руб.
Весной прошлого года Кедрина стала лицом рекламной кампании Apple, которая выбрала в каждой стране артиста, художника, музыканта или спортсмена, чтобы показать возможности камеры нового iPhone X. Гонорар за съемку составил около £3 тыс.
Финансист Даниил Смирнов с партнером запустили сервис по предоставлению услуг Want, который заменяет помощника или секретаря. Программа выполняет для клиента рутинные бытовые и бизнес-задачи, такие как работа с календарем и базой контактов, расшифровка файлов, сбор и систематизация необходимой информации, покупка и доставка товаров, организация досуга. При минимальном тарифе 990 руб. в неделю подписчик может рассчитывать на выполнение трех поручений в день. Общение с ассистентом ведется через популярные мессенджеры.
По этой схеме компания работает с 2018 года. За год было оформлено более 1 тыс. подписок. Месячная выручка компании составляет 2 млн руб. Однако ее ежемесячные расходы — 2,5 млн руб. Основатели надеются, что новая тарифная политика, в частности введение тарифа для небольших команд менеджеров, поможет продукту выйти на окупаемость.
Опыт работы в сервисах доставки еды помог бывшему исполнительному директору Delivery Club Константину Захарову и сооснователю приложения «Голод» Мердану Дурдымурадову создать «Uber для ненужных вещей».
На сайте сервиса хранения «Чердак» любой житель Москвы может оставить заявку, к нему приедут «муверы», которые упакуют вещи и заберут их на склад. Вернуть вещи из «Чердака» можно по первому требованию.
Стоимость услуги зависит от объема и срока хранения вещей. Идея ранее успешно была внедрена в США: американский сервис хранения Clutter работает уже более трех лет и привлек инвестиций на сумму свыше $100 млн.
Только в Москве объем рынка self-storage оценивается в 2,5 млрд руб., а потенциальные клиенты сервиса — 100 тыс. домохозяйств. Основатели планируют расширить зону доставки на Московскую область, а затем запуститься в других крупных городах России.
Сергей Пиняев — трансферная цель для «Манчестер Юнайтед», одного из самых популярных футбольных клубов мира. По закону Пиняев может подписать контракт с клубом только после того, как ему исполнится 18 лет. Планируется, что до этого момента он будет ежегодно проводить в Манчестере по две недели.
Пиняев начал играть в футбол с четырех лет, его отец — футбольный тренер. «Я с детства любил бегать по полю с мячом», — вспоминает Сергей. Когда ему было десять лет, его пригласили в академию «Чертаново» — мальчик переехал из Саратова в Москву и стал жить вместе с другими воспитанниками в школе.
Видео голов, забитых Пиняевым, становятся хитами на YouTube. Одно из них набрало более 3 млн просмотров за сутки. Сильными чертами футболиста директор «Чертаново» называет техничность, удар с обеих ног и работу с мячом на скорости.
«Насилию.нет» — первый в России центр по работе с проблемой насилия. Его создала юрист и политолог Анна Ривина, сделав ставку не на адресную помощь пострадавшим, а на просвещение. На сайте собрана информация о том, как вести себя, если вы стали жертвой насилия, в приложении работает тревожная кнопка и карта с адресами кризисных центров по всей стране.
В 2015 году Анна Ривина прочла историю журналистки Анны Жавнерович о том, как ее избил молодой человек после решения расстаться. «Я поняла, что такое может случиться со мной или с кем-то из моих подруг в любой момент», — вспоминает Ривина. Оказалось, что с насилием сталкивается каждая третья женщина в мире, но в России нет ресурсов для помощи в таких ситуациях.
Сегодня приложением «Насилию.нет» пользуются около 50 тыс. человек. В апреле 2019 года Анна стала амбассадором кампании Levi’s «I Shape My World». В общественных местах и магазинах по всей стране развесили QR-коды, перейдя по которым можно узнать, что делать, если женщина не чувствует себя в безопасности. Например, в баре можно заказать коктейль «Тюльпан» — это условный знак, после которого сотрудники помогут незаметно выбраться из помещения.
Сооснователи одного из первых российских финтех-сервисов, Рокетбанка, Алексей Колесников и Олег Козырев с 2018 года развивают новый проект — доставку готовой еды из сети локальных кухонь «Кухня на районе». За прошедший год основатели открыли 16 кухонь в Москве и привлекли инвестиции от строительной группы ПИК.
«Кухня на районе» — это сервис приготовления и доставки еды по «районному» принципу. Проект строит кухни, которые обслуживают маленькие районы радиусом 1,5 км. Служба доставки — собственная, курьеры ездят на велосипедах — это позволяет сокращать издержки, готовить и доставлять еду за 20−30 минут. В отличие от «Яндекс.Еда» и Delivery Club «Кухня на районе» готовит сама (в меню — блюда домашней кухни), не устанавливает минимальную сумму заказа и не берет комиссию за доставку, говорят основатели. Похожую бизнес-модель с 2011 года развивает индийский проект Faasos, привлекший уже больше $50 млн инвестиций.
В марте 2019 года почти четверть компании (24,2%) выкупила девелоперская группа ПИК. Сумма сделки не раскрывается. Деньги пойдут на строительство новых кухонь: в ближайшее время в Москве должны открыться еще десять точек «Кухни на районе». Кроме фудтех-стартапа Колесников и Козырев развивают пространство для работы и отдыха Collider — 3 тыс. кв. м с коворкингом, баром и капсульным отелем.
Дмитрию Алексееву и его партнеру Дмитрию Ставискому удалось объединить возможности искусственного интеллекта (AI) и учителя английского языка для создания чат-бот-сервиса, который помогает увеличить словарный запас и подготовиться к стандартизированным тестам TOEFL и TOEIC.
Заниматься с личным AI-репетитором можно в любое удобное время в Facebook Messenger. Благодаря алгоритмам сервис следит за успеваемостью каждого студента по нескольким десяткам параметров. Расчетная стоимость трехмесячного курса с AI составит $250, что в три-пять раз ниже подобного курса с репетитором.
На сервис обратили внимание венчурные фонды Maxfield Capital, General Catalyst и One Way Ventures. Общий объем их инвестиций в проект оценивается в $1,5 млн. Развитию Edwin помогают Google и Facebook.
У Edwin более 840 тыс. пользователей — в основном в США, Латинской Америке, Южной Корее и Японии. Основные курсы Edwin пока бесплатны. Так компания наращивает аудиторию без каких-либо маркетинговых затрат.
Инженер по профессии, Тарас Кожанов развивает семейный агрохолдинг, в который входят две козьих и одна овечья фермы, завод по переработке молока и производству сыра и два торговых дома.
Побывав на ферме отца в 13 лет, Тарас с 2009 года стал помогать ему в развитии бизнеса. В 2011 году он возглавил строительство фермы «Лукоз Саба» в Татарстане. Первую партию молока предприятие отгрузило в 2014 году, а к 2018 году оно стало одним из крупнейших в стране. Ферма производит почти треть всего козьего молока на российском рынке.
Спрос на фермерские продукты сделал производство и переработку козьего молока модным занятием, а введение в 2014 году продуктового эмбарго на импортные сыры — еще и выгодным.
Стартап в области рекламных технологий Synaps Labs предприниматель Алексей Уткин основал в 2016 году. Он и несколько кофаундеров разработали AI-платформу, которая анализирует транспортный поток в реальном времени. Система следит за автомобилями, проезжающими перед цифровыми билбордами вдоль дорог, и таргетирует рекламу в реальном времени с учетом класса, стоимости и возраста автомобиля, а также пола и возраста водителя.
В 2017 году Synaps Labs разместила оптические сенсоры, которые состоят из видеокамеры и датчиков, на 13 конструкциях крупнейшего оператора наружной рекламы в России — Russ Outdoor, клиента компании. С апреля 2019 года количество билбордов в Москве, которые показывают автовладельцам персонализированную рекламу, выросло до 25 штук.
Клип группы Little Big на песню Skibidi стал самым популярным музыкальным видео на YouTube в России в 2018 году: за два дня его посмотрели 10 млн человек, а общее число просмотров превысило 220 млн. Танец, который исполнили герои видео, стал «вирусным»: пользователи YouTube повторяли его и выкладывали в Сеть сотни раз с хештегом #SkibidiChallenge.
У Прусикина есть собственный YouTube-канал iLichShow с 1,2 млн подписчиков. Ильич также снимался в популярном интернет-сериале «Полицейские будни». В 2013 году он стал сооснователем творческого объединения «КликКлак». Одним из главных активов «КликКлака» можно назвать продюсерскую компанию Little Big Production, которая снимает клипы для «Мумий Тролля», IOWA, Noize MC, Элджея и других популярных исполнителей.
Двадцатку наиболее перспективных молодых россиян РБК публикует уже четвертый год подряд. Смотрите предыдущие рейтинги: за 2016, 2017 и 2018 годы.