Эксперты оценили влияние сделки Uber и «Яндекса» на рынок перевозок
В четверг, 13 июля, Uber и «Яндекс» объявили о создании новой компании, куда будут переданы их бизнесы по онлайн-заказу поездок в России, а также в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. После сделки, которую планируется завершить в четвертом квартале 2017 года, оба приложения для заказа поездок — и «Яндекс.Такси», и Uber — по-прежнему будут работать самостоятельно. Согласно заявлениям компаний, таксопарки и водители, работающие с обоими сервисами, перейдут на единую технологическую платформу, что «позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом».
Председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов назвал соглашение между «Яндексом» и Uber «хорошей новостью для развития рынка». «Плюсы для пассажира в том, что объединяются базы водителей. Уменьшается время подачи автомобиля до пассажира. Плюс для водителя — большее количество заказов. Я думаю, что это никак не отразится и не повлияет на ценообразование», — пояснил Амосов.
Объединение «Яндекс.Такси» и Uber приведет к появлению монополиста на таксомоторном рынке, заявил РБК председатель общественного движения «TAXI 2018» Станислав Швагерус. «В свою очередь, вопрос о монопольном установлении тарифов, которые ниже себестоимости, напрямую повлияет на безопасность и качество перевозки. Когда на априори высококонкурентном рынке появляется монополист, ухудшается качество обслуживания», — пояснил Швагерус.
«Если судить по другим объединениям на рынке, которых мы видели немало за 14 лет работы, то чаще всего цены повышаются либо остаются на прежнем уровне. Когда на рынке становится одним соперником меньше, нет смысла снижать цену. В целом монополии на рынке такси нет, поэтому конкуренция будет продолжаться, просто меньшим количеством брендов», — сказал в разговоре с РБК представитель сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников.
По версии Богдана Коношенко, председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок, в тарифной политике для партнеров и пассажиров не стоит ждать «резких движений». «На таком высоколиквидном рынке, как таксомоторные перевозки, любое «закручивание гаек» моментально приводит к переходу водителей и пассажиров к конкурентам. Думаю, они продолжат двигаться вместе с рынком и аккуратно развивать сервисы, чтобы не отпугнуть пользователей и сохранить партнерскую базу», — отметил он.
Председатель Межрегионального транспортного профсоюза Роман Круглов считает, что объединение создавалось «с целью монополизации таксомоторного рынка». «Вероятно, цены начнут расти, когда [объединение «Яндекс.Такси» и Uber] задушит конкурентов. Потому что основной доход этих компаний [«Яндекс.Такси» и Uber] заключается в определенных процентах с каждого заказа. Им выгодно, чтобы цена была выше», — пояснил Круглов. По его словам, это отрицательно скажется на качестве обслуживания. «Отсутствие конкуренции может ослабить контроль за водительским составом и за техникой», — добавил он.
Руководитель содружества водителей такси «Мы против» Сергей Кретов в беседе с РБК назвал «грабительской» политику агрегаторов и заявил, что от сделки «Яндекса» и Uber не выиграют ни водители, ни пассажиры. «Водители и пассажиры интересуют их меньше всего. Для пассажиров упадет качество услуг. А водителям просто будет невыгодно на них работать — из-за очень большого процента (23–25% от стоимости заказа), который взимают агрегаторы», — пояснил он. Кретов привел собственный пример, рассказав, как в течение месяца работал с «Яндекс.Такси». «Я заработал «грязными» за этот месяц 112 тыс. руб. Посчитаем, сколько я отдал. За аренду машины — 42 тыс. руб. Бензина я заправил на 30 тыс. руб. Процент «Яндекса» составил 26 тыс. руб. Также были траты на мойку. Чистый заработок за месяц вышел в 14 тыс. руб.», — сообщил он.