Продававший технику Apple в России re:Store сменил бренд и ассортимент
Об изменении позиционирования, логотипа и названия сети restore объявил президент и управляющий партнер Inventive Retail Group (IRG, владеет ретейлером) Тихон Смыков на открытии нового магазина на улице Неглинной, 8/10, в Москве в четверг, 14 сентября.
В обновленных магазинах теперь можно будет купить не только продукцию Apple, но и фены, «умные» браслеты и часы для спорта различных производителей, «умные» весы, «умные» аксессуары для животных, колонки, микроскопы и т. д.
Других брендов в традиционных для restore категориях смартфонов, ноутбуков и планшетов, помимо Apple, в физической рознице сейчас нет, но в компании не исключают их появление в дальнейшем.
Розово-черный логотип restore с двоеточием посередине заменил оформленный в одном цвете логотип с двоеточием в конце. Также изменится оформление магазинов: они станут просторнее и будут открываться на площади 150–200 кв. м (вместо в среднем 100 кв. м у действующих магазинов). В течение года компания намерена обновить стиль по всей сети.
За ребрендинг, логотип и внутреннюю архитектуру бренда отвечали креативные агентства ONY и Signal (входит в ONY), которые помогали с ребрендингом МТС, видеосервису Start, обувной сети Ekonika и др. Инвестиции в ребрендинг и смену стиля в компании не назвали.
Смыков отметил, что планируется планомерно переводить магазины из старой стилистики в новую, используя существующий маркетинговый бюджет. Смена концепции начнется с тех магазинов, которые приносят наиболее высокую выручку, а затем будет происходить по мере открытия новых точек сети вместо выбывающих.
По словам Смыкова, финансовые показатели магазина, который уже сменил позиционирование, стали лучше — увеличился трафик покупателей, есть интерес к новым категориям товара. Всего у restore 90 магазинов.
Зачем нужны изменения
Главной причиной смены позиционирования бизнеса стали изменения, произошедшие за последние полтора года, объяснил Смыков. По его словам, раньше у сети были жесткие обязательства перед Apple, в том числе они касались ассортимента. «Этих обязательств больше нет. Мы понимаем, что у нас теперь гораздо больше возможностей, именно это формирует решение о расширении ассортимента», — отметил он. Смыков уточнил, что контакт с Apple прекратился в 2022 году и сейчас никакого общения с американским вендором нет.
После начала российской военной операции на Украине многие иностранные бренды приостановили бизнес в России, Apple прекратила прямые поставки и ограничила работу Apple Pay и ряда других сервисов на территории страны. Это сильно отразилось на бизнесе IRG, которая также развивала розничные сети под брендами Samsung, Lego и Nike. Последняя в мае 2022 года не продлила франчайзинговую лицензию с IRG в России. Lego в июле того же года расторгла контракт с группой, прекратив свою деятельность в стране.
Выручка IRG в 2022 году сократилась с 120 млрд до 71 млрд руб., рассказывал Смыков в интервью «Ведомостям». Тем не менее рейтинговое агентство АКРА в начале августа подтвердило кредитный рейтинг Inventive Retail Group и допустило рост выручки по итогам 2023 года на 10–25%.
Сейчас IRG развивает точки продаж в четырех сегментах: электроника, спорт, товары для детей и мода. В группу входят восемь розничных сетей: restore, Samsung, «Мир кубиков», Amazing Red, Streat Beat, Hiker, UNOde50 и «Румиком» (продавец Xiaomi).
Ранее компания отказалась от концепции монобренда для магазинов игрушек, запустив бренд «Мир кубиков» взамен ушедшего Lego. Как объяснял Смыков, собственный бренд позволяет быть более свободным с точки зрения продвижения, а также предполагает свободу в определении доступного для наших покупателей ассортимента, в оформлении магазинов.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров назвал смену концепции restore «объективной потребностью с учетом текущей ситуации на рынке»: «Сеть перестала быть одним из ключевых партнеров для Apple, после того как компания официально ушла из России. Сам по себе рынок продукции Apple существенно трансформировался: теперь весь товар поставляется по параллельному импорту, ценовая конкуренция усилилась». При этом переход на параллельный импорт в моменте увеличивает потребность ретейлеров в оборотном капитале, и у многих из-за этого растет долговая нагрузка — это особенность бизнес-модели, указал Бурмистров. И хотя у IRG нет проблем с привлечением капитала, все это подталкивает к расширению товарной матрицы, пояснил он.
Сооснователь Data Insight Федор Вирин также назвал логичным шаг restore, но одновременно и «очень болезненным». «Быть экспертом по технике Apple означает фактически опереться на самый или один из самых сильных брендов в мире, а быть экспертом по инновационным девайсам — выглядит куда более слабой позицией, к сожалению», — рассуждает Вирин. В то же время он обратил внимание на то, что и раньше restore не был монобрендом, поскольку там продавалась техника, связанная с Apple: наушники, кейсы, другие аксессуары. «Новое позиционирование позволит компании расширить ассортимент взамен уходящей Apple, доля продаж которой довольно быстро падает. В этом смысле оно сделано очень вовремя — в начале осени, то есть в самом начале большого роста продаж подарков и гаджетов», — отметил эксперт.
По итогам первого полугодия Apple занимала 9,3% на рынке смартфонов в России в штучном выражении, говорили РБК два собеседника на рынке. Компанию опережали Xiaomi (22,8%), Realmi (13,9%), Samsung (12,4%) и Tecno (11,5%). На общемировом рынке Apple занимала второе место с долей 17%, уступая Samsung с 20% (данные Counterpoint Research по объему поставок во втором квартале). При этом аналитики не исключали, что по итогам всего 2023 года Apple может стать лидером на мировом рынке смартфонов по числу поставленных устройств.