РАЭК оценила последствия пандемии для интернет-отрасли
По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), вклад Рунета в экономику России в 2019 году составил 6,4 трлн руб., говорится в поступившем в РБК исследовании организации. Его авторы отметили, что в стабилизационный период развития отрасли (2016–2019 годы) темпы роста составили 15–20%.
По оценке аналитиков, при умеренном развитии кризисного сценария темпы роста объема рынка интернета составят 6–10% за счет первого и четвертого кварталов 2020 года. При негативном сценарии темпы роста составят от 0 до 5% с отрицательной динамикой для некоторых сегментов. Среди ожидаемых негативных тенденций указаны:
- заморозка или сворачивание наименее доходных проектов;
- заморозка инвестиций;
- уход с рынка мелких и крупных игроков;
- урезание бюджетов на развитие и маркетинг;
- сокращение персонала;
- падение реальных доходов и покупательной способности.
При этом аналитики РАЭК подчеркнули, что пока точно оценить последствия пандемии невозможно, однако существуют опасения, что экономический кризис будет намного глубже, чем в 2014–2015 годах. «Для нас стабилизационный сценарий сейчас остается недостижимым, но все равно очень важным, чтобы понимать, к чему мы могли прийти. Все зависит от курса рубля, эпидемиологической ситуации, мы также не можем предсказать политические факторы», — заявил во время онлайн-презентации исследования аналитик РАЭК Карен Казарян.
Кто в Рунете пострадает от кризиса
Наиболее крупный вклад в экономику Рунета вносит сектор электронной коммерции. Его объем в 2019 году составил 4,172 трлн руб., из них 1,295 трлн — онлайн-ретейл, 1,339 трлн — рынок электронных платежных услуг, 808 млрд — рынок онлайн-услуг (такси, каршеринг, доставка еды, продажа билетов), 730,3 млрд руб. — онлайн-покупка туров. По оценке РАЭК, по сценарию «до событий марта» к концу года темпы роста электронной коммерции в России могли увеличиться на 18%, до 4,912 трлн руб. Однако с учетом пандемии темпы роста составят всего 6%, объем сегмента достигнет 4,426 трлн руб.
В связи с распространением вируса аналитики ожидают перебоев с поставками товаров из зарубежных магазинов и повышения их стоимости, падения количества заказов и величины среднего чека в категориях «одежда и обувь», «товары для отдыха и путешествий», «бытовая и аудио- и видеотехника» и др.
В то же время самоизоляция и переход на удаленную работу привели к резкому увеличению спроса на онлайн-заказы. «Наибольший рост наблюдается в таких товарных категориях, как продукты питания, электронная и бытовая техника (в частности, ноутбуки), аксессуары для работы из дома (гарнитуры, клавиатуры и т.д.), товары для детей. Однако в большинстве товарных категорий данный рост является кратковременным», — отмечается в сообщении РАЭК.
Объем рекламного рынка в Рунете по итогам 2019 года достиг 314 млрд руб., из которых 194,6 млрд руб. пришлось на контекстную рекламу. С учетом пандемии ожидается, что объем этого рынка вырастет на 10% вместо 18%, которые прогнозировали до кризиса. Аналитики ожидают отказ от рекламных размещений либо перенос рекламных кампаний на более поздние сроки, отказ от экспериментов с рекламными форматами, переориентацию бюджетов на более дешевый инвентарь. При этом, по их мнению, наиболее сильное падение произойдет на рынке медийной рекламы.
Среди факторов, влияющих на рекламную активность, аналитики указали отмену или перенос крупных спортивных мероприятий, в частности Олимпийских игр в Токио, приостановку или прекращение деятельности компаний малого и среднего бизнеса, падение курса рубля и ограничение спроса на некоторые товары.
Еще 126,8 млрд руб. в общем объеме экономики Рунета в 2019 году приходилось на инфраструктуру. Без учета пандемии этот сегмент должен был вырасти на 20,7%, но теперь ожидается, что по итогам года он достигнет 137 млрд руб., что на 8% больше показателя 2019 года. Долгосрочные проекты по развитию инфраструктуры будут свернуты, снизятся доходы регистраторов доменов из-за невозможности клиентов оплачивать их услуги и дополнительные издержки в связи с реализацией регуляторных требований, говорится в исследовании. В то же время из-за массовой самоизоляции операторы отметили рост трафика фиксированной связи на 10–30% по сравнению с обычными рабочими днями 2020 года. С начала 2020 года в доменных зонах .ru и .рф было зарегистрировано 1638 доменов, в которых встречаются слова corona, covid, virus, «корона», «ковид», «вирус».
Объем сегмента «медиа и развлечения» в Рунете в прошлом году составил 85,7 млрд руб. Согласно докризисному прогнозу, он должен был вырасти на 14%, по скорректированной оценке — на 8,5%, до 93 млрд руб. Аналитики ожидают падения доходов от размещения рекламы и снижения платящей доли аудитории. При этом, по оценке РАЭК, в первом квартале 2020 года продажи подписок в онлайн-кинотеатрах выросли на 211%. За неделю с 16 по 22 марта дневная аудитория «Кинопоиск HD» выросла более чем на 50%, трафик more.tv вырос на 40%, посещаемость Okko и Amedateka увеличилась на 30%. Авторы исследования отметили также рост числа новых пользователей в книжных онлайн-сервисах (в 3,5–4 раза на Bookmate, на 15% в MyBook).
Игровой интернет-трафик вырос на 100% в МТС, на 40% в NetByNet и на 30% в «Ростелекоме». Также в исследовании отмечается многократное увеличение числа игроков и выручки у российских сервисов облачного гейминга.