Собственные сериалы принесли онлайн-кинотеатрам рекордную выручку
Как видеосервисы смогли заработать после ухода иностранных кинокомпанийВыручка российских онлайн-кинотеатров от продажи прав на фильмы и сериалы собственного производства (originals) по итогам истекшего первого полугодия выросла более чем в 1,5 раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Это следует из отчета информационно-аналитического агентства TelecomDaily, с которым ознакомился РБК.
Так, за минувшие январь—июнь стриминги заработали на лицензировании своих проектов 8,8 млрд руб., тогда как за аналогичный прошлогодний период выручка рынка в этом сегменте составляла лишь 5,5 млрд руб. До прошлого года, как пояснил глава TelecomDaily Денис Кусков, продажа платформами прав на originals не носила массового и системного характера, а потому не оценивалась.
Лидером в сфере лицензирования контента, по версии TelecomDaily, по итогам истекшего первого полугодия стал сервис more.tv (принадлежал НМГ, однако в июле было объявлено о слиянии сервиса с онлайн-кинотеатром Wink от «Ростелекома»): на него приходится 20,9% выручки рынка от продажи прав на свой контент и партнерских соглашений. На втором месте находится Start (на 45% принадлежит «МегаФону») с долей 17,7%. Замыкает тройку лидеров «Кинопоиск» с 17,3%.
На чем видеосервисы зарабатывают больше всего
Рост совокупной выручки онлайн-кинотеатров от подписной и рекламной моделей по итогам истекшего первого полугодия показал динамику 37%, с 25,9 млрд руб. в прошлом до 35,4 млрд руб. в этом году.
Основным источником дохода для стримингов остается платная модель, то есть подписка. На нее, по итогам полугодия, пришлось 90,7% выручки отрасли, или 32 млрд руб. (годом ранее аналогичный показатель составлял 23 млрд руб.). Выручка от рекламы достигла 3,3 млрд против 2,3 млрд руб. годом ранее, но в общем объеме заработков стримингов ее доля незначительна и составляет лишь 9,3%.
Почему онлайн-кинотеатры нарастили производство контента
Основным стимулом наращивания производства собственных проектов в этом году для видеоплатформ стал отток западного контента. После начала спецоперации на Украине крупнейшие западные производители заявили об отказе поставлять в Россию свои киноновинки и продлевать доступ к архивным коллекциям. В результате за год платформы потеряли половину голливудских проектов.
Стремясь сохранить аудиторию, онлайн-кинотеатры увеличили темпы собственного производства. Так, в прошлом году в России вышло 89 оригинальных фильмов и сериалов, тогда как в 2021-м таких проектов было 74. На текущий год аналитики прогнозируют еще больший рост производства, в том числе за счет коллаборации с телеканалами.
В структуре рынка онлайн-кинотеатров по итогам полугодия значимых перемен не произошло. Лидером по выручке остается принадлежащий «Яндексу» «Кинопоиск», нарастивший свою долю с 23,4% в минувшем году до 33,9% в этом. На втором месте со значительным отрывом находится «Иви», «сократившийся» с 22,4 до 19,3% рынка. Замыкает тройку лидеров Wink (на отчетный период принадлежал «Ростелекому», сейчас развивается как совместное с Национальной медиа группой предприятие) — 13,4% (в первом полугодии 2022-го удерживал 12,8%).
Какие перспективы у оригинального контента
Опрошенные РБК онлайн-кинотеатры единогласны: производство оригинальных проектов — их ключевая ставка на ближайшие годы. Так, за истекшее первое полугодие доходы «Кинопоиска» от лицензирования контента выросли в 2,5 раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. «Речь идет о правах на показ наших оригинальных сериалов на других площадках и федеральных каналах, например «Нулевой пациент» на «Первом канале», Wink, Premier и Start или «Беспринципные в деревне» на «Иви», Wink и Окко, и продажах прав на проекты, которые были спродюсированы «Плюс Студией» для «Кинопоиска», например «Переводчик» Гая Ричи, — объясняют методику подсчета в пресс-службе компании. — Учитываются только доходы от продаж прав третьим лицам, которые не принимали участия в производстве сериала или фильма». Абсолютные цифры по доходам в этом сегменте представитель онлайн-кинотеатра не привел, однако напомнил, что с начала года «Кинопоиск» уже реализовал пять собственных проектов и до конца года будет выпускать по одному фильму или сериалу в месяц.
Wink в текущем году планирует не менее чем в два раза увеличить выпуск оригинальных проектов, утверждают в пресс-службе компании. Причем этот видеосервис, сравнительно недавно запустивший собственное производство, уже на первых стадиях сделал ставку на инвестиции не в сериалы, а в полнометражное кино. «После консолидации more.tv показатель доходов от продажи проектов другим площадкам будет более релевантным и вырастет», — добавили в Wink.
Рост выручки от дистрибуции у группы компаний Start по итогам полугодия составил более 120%, утверждает ее представитель Виктория Денисова: сейчас этот показатель составляет около 30% от общей выручки (абсолютные цифры не приводятся). Причем оригинальный контент в Start называют «основным драйвером» привлечения новой аудитории: «Восемь из десяти новых пользователей приходят к нам именно из-за originals». В Kion (владелец сервиса — МТС) также заявили, что направление оригинального контента было флагманским с самого начала развития платформы и продолжает выступать ключевым для привлечения подписчиков.
В пресс-службе «Иви» отметили лишь, что проекты собственного производства служат ключевым направлением развития бизнеса, отказавшись от прогнозов. В пресс-службе Okko (прежде принадлежал «Сберу», информация об актуальных собственниках не раскрывается) отказались от комментариев.
Какие собственные сериалы выходили у онлайн-кинотеатров
Уже к середине этого года онлайн-кинотеатры выпустили несколько десятков проектов собственного производства. Так, у «Кинопоиска» вышли «Гром: трудное детство», «Фандорин. Азазель», «Король и Шут», «Беспринципные в деревне» и «Пищеблок-2». В линейке Wink Originals появилось семь художественных сериалов, среди которых «Фишер», «Актрисы» и «Балет» и два документальных проекта — «Поуехавшие» и «Рестораны Москвы». На «Иви» появились такие собственные сериалы, как «Разрешите обратиться» и «Оливье и роботы».
Онлайн-кинотеатр Premier (принадлежит «Газпром-Медиа») с этого года только запустит лицензирование контента, рассказали в пресс-службе сервиса. Ранее платформа строила бизнес иначе: оригинальные проекты компании оставались только Premier. «Теперь же, когда мы нарастили регулярное производство, мы пришли к решению создавать проекты, которые будут лицензироваться, — отметили в Premier. — Уже с осени мы будем активно работать над созданием полного метра, который будет представлен как в кинотеатрах, так и на телеканалах и других платформах, которые приобретут лицензию на показ».