Start объяснил исчезновение мема о Гагарине из «Вампиров средней полосы»
Онлайн-кинотеатр Start объяснил РБК, почему из шестой серии второго сезона сериала «Вампиры средней полосы» пропала сцена с граффити «Юра, мы все...»: у компании не было авторских прав на изображение космонавта.
«Шестая серия второго сезона сериала «Вампиры средней полосы» действительно вышла с изображением Юрия Гагарина. Но буквально через пару дней, в январе 2023, мы перезалили эпизод, в этой версии граффити на стене не было. Это произошло потому, что мы не успели приобрести авторские права на использование изображения космонавта. Контент появляется на платформе буквально с колес, произошла накладка», — сказали РБК в компании.
В этой сцене главный герой хочет наказать мальчиков за то, что те рисуют граффити на стене дома, но когда видит изображение Юрия Гагарина и подпись «Юра, мы все...», соглашается с текстом и сам дописывает фразу.
На то, что из сериала вырезали сцену с граффити «Юра, мы все...», первым обратил внимание блогер BadComedian (Евгений Баженов). Изначальная серия с шуткой шла 55 минут и 7 секунды, теперь на платформе Start хронометраж серии составляет 54 минуты 33 секунды.
«Вампиры средней полосы» — российский детективно-мистический сериал с Юрием Стояновым в главной роли. Первый сезон вышел 18 марта 2021 года, второй — 13 декабря 2022 года, ожидается третий сезон.
Сериал повествует о жизни вампиров из Смоленска. В городе несколько веков живет вампирский клан под руководством патриарха деда Славы (Юрий Стоянов). Вампиры защищают граждан от проблем, а те предоставляют немного крови. Весь первый сезон семья пыталась разобраться с загадочными убийствами, произошедшими под Смоленском.
В соответствии с законодательством авторским правом защищаются объекты, созданные творческим трудом, и использование таких объектов возможно только с разрешения автора или иного правообладателя, отмечает адвокат, старший юрист «Косенков и Суворов» Александра Шульц.
«Данное граффити само по себе является переработкой известной фотографии с обложки «Огонька», поэтому дополнительно подлежит уточнению вопрос, получал ли автор граффити согласие правообладателя фотографии на ее переработку, если нет — то дополнительно потребуется согласие правообладателя фотографии», — сказала она.
Помимо граффити присутствует подпись, на использование которой тоже нужно разрешение правообладателя. «По сюжету фильма герой ее дописывает, если окончание фразы не такое, как создано автором, то на такое изменение нужно получить согласие непосредственно автора или его наследников, т.к. такое изменение затрагивает личное право автора на неприкосновенность произведения», — говорит Шульц.
С тем, что граффити является объектом авторских прав, согласен и адвокат Pen & Paper Мария Князева.
«По общему правилу другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя. Исключения прямо установлены ГК РФ и касаются в основном некоммерческого использования произведений, например в учебных, информационных, научных или культурных целях», — пояснила она.
Князева уточнила, что допускается использование объектов авторского права без согласия на это автора в случаях, когда такой объект постоянно находится в месте, но при определенных условиях.
«Граффити «Юра, мы все …» находится в месте, открытом для свободного посещения, однако с учетом того, что, во-первых, в сериале граффити использовалось не в фоновом качестве, а в качестве основы сцены, а, во-вторых, сериал — это коммерческий продукт, представляется, что использование граффити без согласия правообладателя в рассматриваемом случае являлось недопустимым», — считает адвокат.