Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
33 758 
Эксклюзив

«Яндекс» создал новое бизнес-направление

«Яндекс» создал новое бизнес-направление Yandex b2b Tech
«Яндекс» создал новую бизнес-группу, объединившую технологии и инструменты в сегменте b2b. Эксперты считают проект перспективным — с учетом запроса на импортозамещение и того, что в группу вошли уже приносящие доходы сервисы
Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

О том, что ведущий российский IT-холдинг создал структуру Yandex b2b Tech, РБК рассказал его представитель. Это новая единая бизнес-группа, которая объединит технологии и инструменты в сегменте b2b, в том числе облачные продукты компании — Yandex Cloud и «Яндекс 360» (платформа, объединяющая сервисы «Почта», «Диск», «Телемост», «Документы», «Мессенджер», «Заметки», «Рассылки» и «Календарь»).

Новая структура будет предлагать заказчикам комплексные решения в различных областях, среди них:

  • платформа для создания и управления облачной инфраструктурой;
  • платформа полного цикла для обработки и хранения данных;
  • инструменты для коммуникаций и совместной работы;
  • решения для бизнеса на базе искусственного интеллекта;
  • инструменты для разработчиков;
  • сервисы для визуализации и анализа данных.

Корпоративные пользователи смогут получить доступ к сервисам Yandex b2b Tech либо в облаке, либо на собственных серверах, используя формат on-premise, когда хранение и обработка всех данных происходят на внутренней инфраструктуре заказчика. Как отметил представитель «Яндекса», формат on-premise — новый для компании, но она видит спрос на него со стороны клиентов. Первыми продуктами, которыми можно воспользоваться в этом формате, стали система управления базами данных (СУБД) YDB, технологии генеративной языковой модели, которая может создавать тексты YandexGPT, технология распознавания и синтеза речи SpeechKit, а также BI-инструмент DataLens (позволяет переводить данные в визуально удобную форму, пригодную для бизнес-анализа).

Сервис «Яндекса» облегчил регистрацию квартир для краткосрочной аренды
Технологии и медиа
Фото:Александр Рюмин / ТАСС

По прогнозу «Яндекса», объема рынка, на котором будет работать Yandex b2b Tech, вырастет с 240 млрд руб. в 2024 году до 510 млрд руб. в 2028-м.

На чем сейчас зарабатывает «Яндекс»

По итогам девяти месяцев 2024 года выручка «Яндекса» составила 754 млрд руб. Основными направлениями, которые внесли вклад в этот показатель, стали: поиск и портал (34%), электронная коммерция (23%), сервисы такси, каршеринга и аренды самокатов (18%), подписка «Плюс» и другие развлекательные сервисы (7%). Наиболее быстрорастущим (+65%) оказался бизнес-юнит «другие направления», который включает разработчика автономного транспорта Yandex SDG, облачные сервисы Yandex Cloud и «Яндекс 360», «Яндекс Практикум» и другие образовательные инициативы, финтех, продажу устройств, а также голосового помощника «Алису» и другие экспериментальные продукты.

Какие перспективы у Yandex b2b Tech

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов напомнил, что после ухода глобальных игроков с российского рынка на нем появились новые ниши. «Многие решения стали недоступны, российский бизнес активно ищет им альтернативы. Решение объединить технологии для бизнеса под одним брендом видится логичным. Это поможет «Яндексу» продавать их в формате «единого окна», учитывая специфику и потребности каждого бизнеса. При этом для текущих клиентов «Яндекс» сможет допродать какие-то смежные решения», — рассуждает Суверов. Он считает «скромной» оценку потенциального рынка, которую привел «Яндекс», так как процесс перехода на российские решения только ускоряется и рынок еще не насыщен. Даже при его большем объеме «Яндекс» вполне может занять около 20–25% за следующие три года, прогнозирует Суверов.

«Яндекс» анонсировал технологию замедления самокатов при езде вдвоем
Технологии и медиа
Фото:Николай Гынгазов / Global Look Press

После начала специальной военной операции на Украине и ухода с российского рынка большинства зарубежных разработчиков программного обеспечения многие компании начали искать им отечественные альтернативы. У части продуктов российских аналогов не существовало, сейчас они создаются. Кроме того, в 2022 году был выпущен президентский указ, согласно которому все владельцы объектов критической информационной инфраструктуры (к ней относятся сети связи и информационные системы госорганов, энергетических, финансовых, транспортных, телекоммуникационных и ряда других компаний) к 2030 году должны полностью перейти на этих объектах на российское оборудование и софт.

Уход крупных западных игроков и необходимость в импортозамещении приводят к формированию дополнительного спроса на отечественные продукты, согласен аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин. «Объединение ряда бизнесов в единую структуру позволит упростить управление и сделать координацию между ними более быстрой. Практика вполне стандартная», — отметил Михайлин. Он напомнил, что некоторое время назад холдинг VK объединил свои b2b-проекты в рамках сегмента VK Tech и сейчас «является одним из самых быстрорастущих в портфеле группы».

VK Tech, который разрабатывает IT-решения для бизнеса, был создан в 2018 году (на тот момент назывался «Mail.ru Цифровые технологии», нынешнее название получил летом 2022 года). В первом полугодии 2024 года выручка направления составила 4,5 млрд руб., что на 49% больше, чем за тот же период предыдущего года.

«Яндекс Музыка» раскрыла число удаленного контента по требованию властей
Технологии и медиа
Фото:Михаил Метцель / ТАСС

По мнению Михайлина, среди продуктов, которые будет продвигать Yandex b2b Tech, «очень большой потенциал есть в облачных сервисах».

Партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева отметила, что Yandex b2b Tech нельзя назвать «новым» направлением — по сути, компания выделила в него «уже зрелые, генерирующие выручку технологические сервисы для b2b, которые до этого были в категории «прочие бизнес-юниты и инициативы», поясняет эксперт. «Такая организационная структура будет более прозрачной и понятной для инвесторов. Сами по себе технологические и IT-сервисы для b2b — это большой стабильно развивающийся рынок», — подытожила Толмачева.

Читайте РБК в Telegram.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Лента новостей
Генерал-майор Оглоблин признал вину в получении взятки в ₽12 млнПолитика, 02:40
Трамп заявил, что рассчитывает на согласие России на сделку об УкраинеПолитика, 02:06
Трамп исключил вступление Украины в НАТО в обмен на сделку об ископаемыхПолитика, 01:47
КТК приостановил работу двух причальных устройств после проверкиОбщество, 01:37
Арахамия опроверг подготовку Украины к выборамПолитика, 01:36
Британия анонсировала встречу с военным руководством Франции и УкраиныПолитика, 01:16
Как российские роботы взрывают цели противотанковой миной. ВидеоПолитика, 01:07
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
С 1 апреля у части автомобилистов в России перестали действовать праваОбщество, 00:57
Россияне не смогут оформлять более 20 сим-картТехнологии и медиа, 00:53
Foreign Affairs описал «ядерную трилемму» ЕвропыПолитика, 00:45
Детей мигрантов начнут тестировать на знание русского языка для школыПолитика, 00:30
Роскомнадзор объяснил проблемы в работе SteamТехнологии и медиа, 00:29
В России начали призыв в армию 160 тыс. человекПолитика, 00:20
В России увеличились социальные пенсииОбщество, 00:10