Анонимный источник обвинил Telenor в коррупции в СНГ и России
Свои разоблачения осведомитель отправил в норвежское министерство торговли, промышленности и рыболовства – а то переслало в Telenor, чтобы получить разъяснения. Министерство сейчас ведет расследование причастности Telenor и ее менеджеров к коррупции в Узбекистане. Норвежская компания вместе с российской «Альфа групп» – крупнейшие акционеры международного оператора VimpelCom. За выход на узбекский рынок мобильной связи VimpelCom платил гибралтарской компании Takilant, которой предположительно владеет дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова.
Ранее представитель Telenor Атле Лессум подтвердил РБК, что следователи выясняют обстоятельства выхода компании VimpelCom на рынок Узбекистана, а Telenor является свидетелем по этому делу, как ее акционер. Делом Telenor занимается также норвежское правительство, которому принадлежат 54% акций компании.
Осведомитель сетует, что Telenor в письме норвежскому правительству, направленном в ноябре 2014 года пытался преуменьшить свою роль в управлении компанией VimpelCom. По данным анонимного разоблачителя, в 2001–2010 годы действовало соглашение акционеров «ВымпелКома» (с 2009 года – VimpelCom), согласно которому для одобрения сделок по приобретению или продаже долей в компаниях холдинга требовалась поддержка восьми из девяти членов совета директоров, четверо из которых назначает Telenor.
По данным осведомителя, «ВымпелКом»/VimpelCom провел в 2006–2012 годы 12 платежей в адрес Takilant на общую сумму $219,5 млн – а не $57,5 млн в 2007–2009 годы, как указывал в своих документах VimpelCom. Осведомитель считает, что представители Telenor не могли об этом не знать. По его данным, топ-менеджеры Telenor не только не возражали против сделок по продаже и обратной покупке компанией VimpelCom активов у Takilant, связанной с Гульнарой Каримовой, но также использовали похожие коррупционные схемы для входа на рынки России и Украины.
Например, жалуется осведомитель, в 1994 году Telenor приобрел 12,74% акций российской сотовой компании «Северо-Западный GSM» (сейчас – оператор «МегаФон»), чьим бенефициаром через холдинг «Телекоминвест» тогда был сотрудник государственной компании ОАО «Петербургская телефонная сеть», затем министр связи России Леонид Рейман. А в 1998 году Telenor по похожей схеме купил долю в украинском «Киевстаре» у компании «Омега», за которой, как позднее выяснилось в ходе проводившегося в США расследования, стоял премьер-министр Украины Павел Лазаренко, и компании «Сторм», доля в которой принадлежала людям, близким к президенту Леониду Кучме. В 2000 году Лазаренко в США предъявили обвинения в вымогательстве, отмывании денег и мошенничестве, в 2006 году его приговорили к девяти годам тюремного заключения и штрафу в $10 млн. Telenor утверждал, что ему неизвестны бенефициары всех названных компаний, равно как и узбекской Takilant.
Как рассуждает в своем письме осведомитель, может быть лишь два объяснения тому, что Telenor не знал деталей о всех этих сомнительных сделках. «Либо представители Telenor в совете директоров VimpelCom были совершенно бестолковыми (clueless), и тогда норвежское правительство должно чувствовать себя некомфортно в отношении управляющих его 54-процентной долей в Telenor. Либо, наоборот, менеджеры Telenor прекрасно знали, что происходит в VimpelCom, но предпочитали закрывать на это глаза или поддерживали происходящее», – пишет информатор министерства.
Telenor вместе с письмом анонимного информатора выпустило официальное заявление, согласно которому «полученная информация описывает новые для Telenor обстоятельства, касающиеся вхождения VimpelCom в Узбекистан, …а также на другие рынки». Поэтому «Telenor, как миноритарный акционер, немедленно обратится в VimpelCom за дальнейшими разъяснениями».
Представитель VimpelCom Артем Минаев отказался комментировать заявления анонима. «Мы полностью сотрудничаем с представителями государственных органов США и Голландии (где также проводятся расследования. – ред.) и предоставляем им всю запрашиваемую информацию, заверил Минаев.