МЭР выступило против предложений ФАС блокировать сайты в Рунете
Министерство экономического развития дало отрицательное заключение на поправки в Административный кодекс, разработанные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и опубликованные в октябре 2018 года.
ФАС предложила ввести новый вид административного наказания — возможность заблокировать сайт и мобильное приложение при нарушении антимонопольного законодательства со стороны операторов связи, владельцев сайтов, мессенджеров, сервисов электронной почты, социальных сетей и др. Согласно проекту, если перечисленные компании нарушат предписание ФАС, по решению суда их IP-адреса могут быть заблокированы на срок до 90 дней.
Такая мера могла бы позволить ФАС несколько лет назад заблокировать Google в России. В феврале 2015 года служба возбудила антимонопольное дело против Google после жалобы «Яндекса», который счел антиконкурентными действия американской компании. Владея мобильной операционной системой Android, Google запрещала другим разработчикам предустанавливать приложения на смартфоны и планшеты производителей Fly, Explay и Prestigio. ФАС предписала Google исключить из соглашений с производителями подобные требования. Однако Google не сразу выполнила предписание, и ведомство назначило структурам компании два штрафа по 500 тыс. руб. Дело завершилось лишь весной 2017 года мировым соглашением между Google и ФАС.
Коррупционные риски
В Минэкономразвития считают, что предложение ФАС о блокировке сайтов приведет к негативным последствиям для участников рынка, а также может повлечь необоснованные расходы у них и в бюджетах России всех уровней.
Авторы отзыва утверждают, что предлагаемое наказание ориентировано на компании, которые ведут бизнес через интернет, различные программы, приложения для смартфонов, планшетов и компьютеров, например онлайн-агрегаторы такси или онлайн-порталы по продаже авиабилетов, и фактически может привести к остановке их работы на длительный срок. А онлайн-ресурсы, как правило, имеют множество профилей деятельности, так что «существует риск, что при применении нового вида административного наказания произойдет блокировка всего онлайн-ресурса, а не только той его части, с помощью которой было совершено административное правонарушение».
Применение предлагаемой меры может повлечь потерю доходов правонарушителей и расходы операторов связи на обеспечение ограничения доступа к ресурсам. Поэтому министерство считает, что необходимо дать исчерпывающий перечень условий и обстоятельств, при которых может быть назначено наказание в виде блокировки. Кроме того, в Минэкономразвития считают, что введение возможности блокировки «может привести к возникновению коррупционных рисков и злоупотреблений со стороны контролирующих органов», которые будут обращаться в суды с исками о применении нового вида наказания.
При подготовке заключения Минэкономразвития учитывало отзывы Торгово-промышленной палаты, «Опоры России», МТС, «Ростелекома» и «дочки» компании «Т2 Мобайл». Представитель последней сообщил, что компания не видит необходимости в новом виде административного наказания, поскольку это лишь усугубит «регуляторное давление на бизнес». Представитель МТС отказался от комментариев. В остальных организациях на момент публикации не ответили на вопросы РБК.
По словам одного из участников рынка, они согласны на введение такой меры, как блокировка, но при условии, что она не должна применяться по любому поводу, а только тогда, когда все другие виды санкций будут исчерпаны.
Представитель ФАС отказался комментировать отрицательное заключение Минэкономразвития. В материалах Regulation.gov.ru в ответ на критику участников рынка ведомство указывало, что развитие информационных технологий «кроме благих результатов также приводит и к созданию опережающих антиконкурентных практик». В некоторых секторах новые цифровые компании заняли доминирующие позиции и значительно влияют на реальный сектор экономики. А временная блокировка может привести к сокращению числа пользователей нарушителя антимонопольного законодательства, снижению рекламных доходов, то есть будет эффективной при принуждении к исполнению предписания ФАС, писало ведомство.
Предложенные поправки в Административный кодекс были продолжением работы ФАС над пятым антимонопольным пакетом, направленным на регулирование цифровых рынков. Среди основных предложений — возможность отнести к доминирующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных и интернет-платформ, недискриминационный доступ к большим данным, распространение антимонопольного регулирования на результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы, программы, базы данных, изобретения, товарные знаки и др.). В начале октября Минэкономразвития дало отрицательный отзыв на документ. Но представитель ФАС заявил, что ведомство продолжает консультации по проекту. Текущий статус работы в антимонопольной службе не прокомментировали.