Ozon обогнал AliExpress по размеру оборота в России
С учетом Wildberries маркетплейсы топ-3 контролируют уже 36% рынкаВ третьем квартале товарооборот Ozon вырос на 145% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 108,3 млрд руб., сообщила компания.
Количество заказов в Ozon за третий квартал выросло на 239%, до 56,2 млн. По итогам сентября 2021 года количество активных клиентов увеличилось на 87%, до 21,3 млн. В среднем каждый клиент делал 7,5 заказа за квартал, тогда как год назад этот показатель составлял пять заказов. Количество активных продавцов на платформе выросло в 3,6 раза и превысило 60 тыс.
Ozon получил отрицательную скорректированную EBITDA в размере 11,3 млрд руб., что почти в пять раз больше, чем в третьем квартале предыдущего года. В сообщении компании динамика объясняется «масштабными инвестициями в инфраструктуру, ИТ и маркетинг». Также компания продолжила вкладываться в развитие сервисов быстрой доставки Ozon Express и финтех.
Ozon повысил прогноз по объему товарооборота по итогам года: компания рассчитывает увеличить его на 120% по сравнению с предыдущим годом. В начале года компания ожидала рост на 100%, а в августе назвала показатель 110%. Прогноз по капитальным затратам подтвержден на уровне от 20 млрд до 25 млрд руб. на конец 2021 года.
Как Ozon превращался в маркетплейс
Ozon был основан в 1998 году и изначально развивался по модели интернет-магазина, продавая книги и видео. С середины 2018 года компания начала переходить на модель маркетплейса, то есть продавать товары сторонних продавцов. Сейчас на площадке доступны электроника, товары для дома, спортивные и детские товары, одежда и др. — в третьем квартале ассортимент платформы составлял около 46 млн товарных наименований. Доля продаж по схеме маркетплейса в общем обороте Ozon выросла до 66,7% по сравнению с 51,4% в том же периоде 2020 года.
По оценке «INFOLine-Аналитика», в 2021 году объем онлайн-продаж материальных товаров в России может достичь 3,95 трлн руб., а по итогам 2025-го — вырасти до 10,5 трлн руб. К крупнейшим мультикатегорийным игрокам этого рынка по итогам первого полугодия компания относила Wildberries, AliExpress и Ozon, оценивая их совокупную долю в 34,3%, что более чем на 10 процентных пунктов больше, чем год назад. Гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отметил, что по итогам третьего квартала доля топ-3 крупнейших маркетплейсов на российском рынке онлайн-продаж выросла уже до 36,5%. «Ozon очень активно инвестирует в развитие, причем это касается и капитальных затрат, объем которых в 2021 году может составить до 25 млрд руб., и расходов на маркетинг, логистику (в том числе развитие экспресс-доставки), привлечение и поддержку селлеров, и это обеспечивает высокие темпы роста продаж, в том числе в регионах», — указал Бурмистров.
Исходя из опубликованных результатов за 2020 год, по размеру оборота среди российских маркетплейсов лидировала Wildberries (437,2 млрд руб.), далее был AliExpress Russia (229,3 млрд руб.), а следом — Ozon (197,4 млрд руб.). Но если учесть, что финансовый год у AliExpress не совпадает с календарным (продолжается с апреля по март следующего года), и рассчитать оборот за сопоставимые периоды, получится, что показатель Ozon был выше: с апреля 2020 года по конец марта 2021 года компания заработала 239,965 млрд руб. При этом в следующие периоды разрыв увеличивался. Так, с апреля по сентябрь этого года оборот AliExpress составил 133,3 млрд руб., а у Ozon — 197,3 млрд руб. Однако в Ozon включают в товарооборот также выручку от услуг, а AliExpress не учитывает эту категорию. По данным Михаила Бурмистрова, Ozon опередил AliExpress по размеру оборота еще в четвертом квартале 2020 года.
При этом по размеру аудитории среди крупнейших маркетплейсов AliExpress лидирует. Согласно оценке Mediascope, с марта по сентябрь этого года хотя бы раз в месяц на сайт или в мобильное приложение этой площадки заходили 42,9 млн человек в возрасте старше 12 лет. Показатель Ozon составлял почти 35 млн, а у Wildberries — около 32 млн.
Аналитик «ВТБ Капитала» Иван Ким в своем отчете указал, что Ozon показал феноменальный рост количества заказов. И хотя показатель скорректированной EBITDA оказался хуже прогноза, он считает, что на влияющие на него инвестиции необходимо смотреть «сквозь призму исключительного роста компании».
О том, что наращивание оборота должно быть приоритетом для Ozon на данном этапе, пишут в своем отчете и аналитики «Ренессанс Капитала». «С момента IPO показатели компании неизменно превышали ожидания рынка. Мы по-прежнему позитивно оцениваем акции, так как считаем, что у Ozon есть хорошие возможности для существенного увеличения своей доли рынка на быстрорастущем рынке электронной коммерции», — указано в нем.