Владелец Facebook и Instagram заработал в России в 2020 году ₽39,8 млрд
В суде впервые раскрыли локальную выручку соцсетейВыручка американской Meta Platforms Inc., владельца соцсетей Facebook и Instagram, а также немонетизируемого пока мессенджера WhatsApp, в 2020 году в России могла составить 39,8 млрд руб. Это следует из имеющегося у РБК полного текста постановления мирового судьи Таганского района Москвы, в соответствии с которым 24 декабря 2021 года на компанию был наложен оборотный штраф в размере 1,99 млрд руб. Административное правонарушение Meta заключалось в том, что компания повторно не ограничила доступ к контенту, который ранее уже был признан противоправным.
Размер наложенного на Meta Platforms административного штрафа в соответствии с ч. 5 ст. 14.31 КоАП РФ составил 1/20 совокупного дохода компании и ее аффилированных лиц за один календарный год, предшествующий году, в котором было совершено правонарушение, следует из текста постановления. Тем самым при названном размере штрафа совокупный доход владельца Facebook и Instagram должен составлять 39,8 млрд руб.
Для определения суммы штрафа суд запросил информацию о выручке Facebook в межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 7. ФНС, как отмечается в документе, располагает информацией о доходах трех юрлиц. Названия двух из них скрыты, третьим оказалась зарегистрированная в Ирландии Facebook Payments International Ltd. Кроме того, в тексте постановления приведены конкретные цифры по доходу каждого юрлица: 51 млн, 217,6 млн и 39,6 млрд руб.
За какой период получен этот доход, в тексте постановления не уточняется. Однако ранее, когда был раскрыт доход в России для Google, на которую наложили такой же оборотный штраф, партнер адвокатского бюро «А-ПРО» Антон Воробьев утверждал, что штраф «с большой вероятностью» рассчитан исходя из оборота компании за 2020 год.
РБК обратился за комментарием в пресс-службы ФНС и Meta.
Facebook не согласен
Представители Meta Platforms, как отмечается в постановлении суда, в ходе заседания вину компании в правонарушении не признали. В обоснование своей позиции они, в частности, заявляли:
- назначение для Meta Platforms оборотного штрафа противоречит Конституции, «поскольку подобное наказание не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, а также не соответствует степени причиненного ущерба»;
- оборотный штраф также противоречит Конституции по статьям, гарантирующим «свободу слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и право на свободу от цензуры», «свободу экономической деятельности и предпринимательства»;
- российская выручка компании, у которой в стране нет представительства, «равна нулю», при этом «доходы других юридических лиц, входящих в группу компаний Meta, не имеют отношения для целей настоящего дела, поскольку они не привлекались по ст. 13.41 КоАП РФ («Нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению...») и сумма оборотного штрафа должна рассчитываться на основе суммы выручки правонарушителя».
С чем можно сравнить российские доходы Facebook и Instagram
Глобальная выручка Meta Platforms в 2020 году, согласно отчетности компании, составила $85,97 млрд, что на 21% больше, чем годом ранее. Исходя из раскрытых данных ФНС, доля российского рынка в пересчете по среднему курсу ЦБ за 2020 год равняется лишь 0,64%. У Google доля от России в общем доходе выше — 1,1%.
Для сравнения: общая выручка главного конкурента Facebook и Instagram в России — компании Mail.ru Group (сейчас VK) — за аналогичный период составила 107,4 млрд руб., что на 21% выше результата предыдущего года.
Около половины выручки Mail.ru Group обеспечили соцсети — 52,7 млрд руб. При этом выручка главной соцсети группы, «ВКонтакте», составила 25,4 млрд руб.
Самым популярным цифровым проектом в России является принадлежащий Meta Platforms мессенджер WhatsApp: его ежедневная аудитория на всех типах устройств в октябре 2021 года достигла, по подсчетам Mediascope, 48,5 млн россиян старше 12 лет. Аналогичный показатель «ВКонтакте» — 37,9 млн человек. У других проектов Meta Platforms, сетей Instagram и Facebook, это 27,8 млн и 6,8 млн россиян соответственно.