Роскомнадзор исключил связь сбоев WhatsApp c блокировкой Facebook
Представитель Роскомнадзора опроверг связь между сбоями в работе мессенджера WhatsApp и блокировкой Facebook и Instagram.
«Работа мессенджера WhatsApp на территории России не ограничивается. Роскомнадзор не связывает сбои в работе сервиса с ограничениями других ресурсов Meta Platforms», — сказал представитель Роскомнадзора.
Ранее о том, что проблемы в работе мессенджера WhatsApp связаны с блокировками Facebook и Instagram, заявил директор по работе с операторами «ЭР-Телеком Холдинга» Андрей Горбунов, выступая на международной конференции «Transport Networks Russia & CIS: Развитие магистральных сетей связи» (корреспондент РБК присутствовал на мероприятии). «Скорее всего, контент мессенджера и социальных сетей Meta находится на одних DNS-серверах (domain name server — серверы, в которых хранятся списки доменных имен. — РБК), поэтому во время ограничения доступа к Facebook и Instagram на территории России косвенно задевается мессенджер», — говорил Горбунов.
Несколько корреспондентов РБК, абонентов всех основных сотовых операторов, наблюдали проблемы с отправкой сообщений в WhatsApp с начала недели.
Бизнес-консультант по безопасности Cisco Алексей Лукацкий обратил внимание на то, что при использовании сервисов VPN мессенджер работает, что может означать, что проблемы с мессенджером связаны именно с блокировкой Facebook и Instagram Роскомнадзором. Когда Роскомнадзор вносил в список запрещенных сайтов адреса Instagram и Facebook, он мог внести туда и адреса, на которых находится часть инфраструктуры WhatsApp, предположил эксперт. Периодическое возобновление или прекращение работы мессенджера связано с тем, что устройство при невозможности подключения к заблокированному адресу, ищет другой сервер. При этом Лукацкий отметил, что web-версия WhatsApp должна работать хуже, чем мобильное приложение.
Представитель пресс-службы «МегаФона» сообщил, что их «сеть работает в штатном режиме» и оператор не ограничивает работу мессенджера. По словам представителя «Т2 РТК Холдинга» (бренд Tele2), их «служба поддержки не фиксировала всплеска жалоб на проблемы с WhatsApp». Представители МТС и «ВымпелКома» (бренд «Билайн») отказались от комментариев. РБК направил запрос в Meta.
Роскомнадзор начал блокировать Facebook с 4 марта, а Instagram — с 14 марта. Последний — после того, как Генпрокуратура потребовала признать владельца сервисов — американскую компанию Meta Platforms Inc. — экстремистской организацией. Причиной стала публикация внутреннего письма компании, в котором сообщалось, что она временно снимает в своих соцсетях запрет для жителей ряда стран на размещение информации, содержащей призывы к насилию против российских граждан, в том числе военнослужащих. Как пояснял представитель Meta, они разрешили призывы к насилию против военных, но намерены по-прежнему ограничивать их по отношению к обычным российским гражданам.
После этого российские госагентства ТАСС и «РИА Новости» со ссылкой на источники сообщали, что мессенджер WhatsApp не будет затронут мерами против Meta, поскольку он является средством общения, а не размещения информации.
Роскомнадзор ограничивает доступ к определенным сайтам с помощью специального оборудования, которое устанавливалось на сети операторов связи страны в рамках так называемого закона «о суверенном Рунете», вступившем в силу в ноябре 2019 года.