Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

В России за год утекло более 660 млн записей с персональными данными

InfoWatch: число утекших персональных данных в 4,5 раза превысило население России
За 2022 год в России утекло более 667 млн записей с персональными данными, что почти в три раза больше уровня 2021-го, подсчитали в InfoWatch. Тренд прошлого года — преступники выкладывают данные бесплатно, без мотива заработка
Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Фото: Владимир Гердо / ТАСС

За 2022 год в России количество утекших записей персональных данных и платежной информации выросло в 2,67 раза по сравнению с предыдущим годом и составило более 667 млн единиц, свидетельствуют данные исследования ГК InfoWatch «Россия: утечки информации ограниченного доступа в 2022» (есть в распоряжении РБК).

Таким образом, констатируют эксперты, число скомпрометированных записей в прошлом году более чем в 4,5 раза превысило население страны. Причем каждая утечка в 2022 году по объему выросла на треть по сравнению с периодом годом ранее и содержала около 940 тыс. записей.

Эксперты по кибербезопасности также отмечают:

  • порядка 80% утечек имеют гибридный вектор воздействия, когда в краже информации могли участвовать как внешние, так и внутренние нарушители;
  • вдвое выросла доля утечек информации категории «коммерческая тайна»;
  • заметнее всего выросла доля утечек среди организаций отраслевой группы «Ретейл & HoReCa» — практически в пять раз, среди промышленных, транспортных и энергетических компаний — почти в три раза;
  • на малый бизнес пришлось более 20% утечек — этот результат вдвое больше, чем в 2021-м.

Как считают объем утечек

Анализ проводится на основе собственной базы утечек информации InfoWatch, которую специалисты пополняют с 2004 года. Источником сведений для этой базы становятся публичные сообщения в интернете о случаях утечек из различных организаций во всех странах мира, а также данные из закрытых источников (интернет-форумы, чаты, каналы в мессенджерах и соцсетях, в том числе доступ к которым осуществляется только с разрешения модераторов или с применением специализированного программного обеспечения). В базу вносится количество скомпрометированных записей, содержащих только персональные данные и/или платежную информацию, так как в остальных случаях количественные характеристики обычно отсутствуют или не отражают размер утечки. Например, объемы файлов и/или количество файлов, содержащих коммерческую тайну, ноу-хау в виде чертежей, описаний, формул и т.п., не отражают ценность утекшей информации.

В Group-IB считают, что объем скомпрометированной в прошлом году персональной информации был выше оценок InfoWatch больше чем в два раза, отметил гендиректор компании в России и СНГ Валерий Баулин. По подсчетам Group-IB, количество утекших записей в прошлом году в десять раз превысило население России: строчки включают имена клиентов, их телефоны, адреса, даты рождения, а в некоторых можно найти хеш-пароли, паспортные данные, подробности заказов и другую чувствительную информацию. «Общее количество строк данных пользователей в утечках в 2022 году составило 1,4 млрд, для сравнения: в 2021 году их насчитывалось всего 33 млн», — отметил Баулин.

По его словам, больше всего объявлений было обнаружено на форумах и в Telegram. При этом массовая публикация объявлений в мессенджерах — это тренд 2022 года, раньше подобные случаи были единичными.

СК возбудил уголовное дело после утечки данных пользователей «Яндекс.Еды»
Общество
Фото:Владислав Шатило / РБК

От утечек не защищена ни одна сфера российского бизнеса, отметил Баулин. Жертвами злоумышленников, по словам собеседника РБК, становились финансовые, страховые и IT-компании, сервисы доставки, мобильные операторы, онлайн-магазины, онлайн-кинотеатры, развлекательные и образовательные порталы, кафе, рестораны, соцсети, а также энергетические, промышленные, туристические, строительные, транспортные и медицинские компании: «Подавляющее большинство утечек баз данных российских компаний, которые появлялись в 2022 году и начале 2023 года на андеграундных форумах и в тематических телеграм-каналах, были выложены в публичный доступ бесплатно. Это означает, что у киберпреступников был мотив не заработать, а нанести репутационный или экономический ущерб российскому бизнесу и его клиентам».

По итогам 2023 года антирекорд может быть побит, уверен он.

Минцифры задумало ввести штрафы за утечки данных до ₽500 млн
Технологии и медиа
Фото:Morris MacMatzen / Getty Images

Основатель сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI Ашот Оганесян, в свою очередь, считает, что из российских компаний в прошлом году утекло значительно меньше данных, чем приводится в отчете InfoWatch, — около 100 млн уникальных e-mail адресов и 110 млн уникальных телефонных номеров. Объем не уникальных данных, таких как записи о транзакциях, исчисляется миллиардами, но это не слишком осмысленный показатель, уточнил Оганесян.

Он также усомнился в выводе, что 80% утечек имеют некий «гибридный вектор воздействия» — когда в краже информации могли участвовать как внешние, так и внутренние нарушители: «Практически все «источники», публикующие утечки в даркнете, известны и имеют известный профессиональный почерк. И для 80% «источников» этот почерк сводится к взлому серверов баз данных через известные уязвимости или захват контроля над рабочим местом пользователя с административными полномочиями. Инсайдерские же утечки сегодня сосредоточены в сегменте пробива, поскольку компании научились бороться с массовыми выгрузками данных».

Что касается малого бизнеса, то, по оценкам DLBI, на него пришлось более 50% утечек количественно и менее 10% по суммарному объему утекших данных.

«Утечек, безусловно, будет больше. Но говорить о том, что мишенью станет какая-то отрасль, нельзя. Хакеры ломают всех, кого могут, поэтому вероятность утечки зависит от размера информационной инфраструктуры компании и ее вложений в информационную безопасность», — подчеркнул Оганесян.

В апреле прошлого года глава Минцифры Максут Шадаев выступил с предложением ввести оборотные штрафы для компаний, допустивших утечку персональных данных, пояснив, что сейчас бизнес опасается скорее репутационных издержек, нежели штрафа. Проект разрабатывается совместно с Роскомнадзором и не будет касаться госорганов, говорил Шадаев. Обсуждалось, что штраф составит до 1% от оборота.

Директор экспертного центра безопасности Positive Technologies (PT Expert Security Center) Алексей Новиков в беседе с РБК подчеркнул, что если введут оборотные штрафы за утечки персональных данных населения, то для многих компаний это станет значительным риском и они начнут выделять бюджеты на информационную безопасность, для того чтобы защитить те базы, которые они сейчас собирают.

Какие крупные утечки были в 2022 году

  • В марте прошлого года в соцсетях начала распространяться ссылка на сайт, на котором были личные данные пользователей «Яндекс.Еды» в виде карты, там были указаны адрес доставки, телефон, электронная почта, сумма заказов за последние полгода. По данным телеграм-канала «Утечки информации» от DLBI, в Сеть было выложено порядка 49 млн строк. Позднее руководитель «Яндекс.Еды» Роман Маресов в блоге компании извинился перед пользователями за утечку и заверил, что компания пытается не дать данным пользователей распространиться дальше. Маресов также назвал утечку беспрецедентным случаем.
  • В мае об утечке данных клиентов также сообщил сервис доставки еды Delivery Club. Число пострадавших пользователей в компании не назвали, лишь сообщили, что утекла информация о заказах без банковских реквизитов. По информации телеграм-канала In4security, утекшая база заказов Delivery Club содержит 250 млн строк с персональными данными пользователей, включая Ф.И.О., адреса и информацию о заказах.
  • В прошлом году также стало известно об утечках СДЭК. Сначала, в конце февраля, телеграм-каналы сообщали об утечке о клиентах доставки, которая содержала файл с 466 млн строк с ID и телефонами и еще один с 822 млн строк с ID, Ф.И.О. и адресами электронной почты. СДЭК официально подтверждала факт утечки, но заявила, что в базе нет номеров документов и иной важной персональной информации, в том числе платежной.
  • В ноябре была выставлена на продажу база данных пользователей сервиса электросамокатов Whoosh. По данным профильных телеграм-каналов, в базе оказалось около 7,3 млн записей, в том числе имена пользователей, номера телефонов, адреса электронной почты и часть данных банковских карт. В компании подтвердили утечку и уточнили, что ее организовала группа хакеров, после того как один из сотрудников компании нарушил установленные правила.
Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 ноября
EUR ЦБ: 108,87 (+1,45)
Инвестиции, 17:44
Курс доллара на 26 ноября
USD ЦБ: 103,79 (+1,21)
Инвестиции, 17:44
«Страна» рассказала, как возвращаются в Россию уехавшие из новых регионовПолитика, 19:14
Ozon вынес вопрос о «переезде» с Кипра в Россию на собрание акционеровИнвестиции, 19:11
На тушение складов с фреоном в Царицыно направили пожарный поездОбщество, 19:10
Доля зарубежных брендов на торговых улицах Москвы упала вдвое за 5 летНедвижимость, 19:06
Чешский тренер «Динамо» заявил, что ему не нужен российский паспортСпорт, 19:02
Бог в деталях: как преобразить интерьер с помощью сет-дизайнаРБК «Стиль» и Familia, 19:01
Reuters узнал, почему «Газпром» отключил Австрии газПолитика, 19:01
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Стала известна программа бизнес-форума «Мир возможностей: Россия — АСЕАН»Отрасли, 18:58
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 18:56
Черчесов объяснил игру сборной Казахстана при нем «на двоечку»Спорт, 18:54
Суд в Москве оштрафовал Telegram на ₽7 млнОбщество, 18:52
Минимальная доля россиян сочла условия для покупки жилья хорошимиНедвижимость, 18:35
Расследовать возгорание российского SSJ100 в Анталье будет ТурцияОбщество, 18:33
Соболев заявил, что привык к ненависти фанатов при любой игреСпорт, 18:29