Владелец Facebook впервые показал в России прототип метавселенной
Meta Platforms провела первое в России мероприятие в прототипе метавселенной для представителей Федерации креативных индустрий (учреждена Ассоциацией коммуникационных агентств России, Ассоциацией продюсеров кино и телевидения, Ассоциацией союзов писателей и издателей и др.), Агентства креативных индустрий, Института развития интернета и журналистов. Оно прошло вечером в четверг, 16 декабря, и было посвящено презентации гида Tag in fest, инструкций, кейсов и примеров работ по проведению рекламных кампаний, привлечению аудитории, взаимодействию с другими партнерами при создании контента в Instagram (корреспондент РБК присутствовал на мероприятии).
Для участия в мероприятии корпорация предоставляла очки Oculus Quest 2. Мероприятие началось «в зале», «расположенном» на Луне, а после перенеслось в Менло-Парк — город в штате Калифорния, где расположена штаб-квартира Facebook. «На Луне» можно было посмотреть вверх и увидеть огромный купол, за которым простиралась картинка «вселенной». Многие гости мероприятия перемещались в пространстве, общались друг с другом, но тем, кто попал в метавселенную впервые, организаторы посоветовали не «ходить», чтобы исключить проблемы с координацией. Все присутствующие в метавселенной могут «проходить» через предметы без каких-либо ощущений. Но психологически дискомфортные ощущения все же возникали, если чей-то аватар оказывался слишком близко к лицу, убедился корреспондент РБК. Как пояснил представитель Meta, присутствующие в метавселенной не могут сталкиваться, и если два пользователя находятся в одном и том же месте, то они этого не будут понимать, это будет видно только со стороны другим пользователям.
При этом корреспондент РБК заметил, что не у всех присутствующих «были» ноги. Такой эффект, по словам представителя Meta, мог быть связан с проблемами в скорости интернет-соединения.
«Сама возможность встретиться здесь — доказательство того, что технологии AR/VR будут использоваться практически повсеместно», — заявила на мероприятии глава Меta в России Анна-Мария Тренева. После окончания мероприятия участники могли поучиться создавать в метавселенной объекты: технику, животных, динозавров.
Как работают над Metaverse
Facebook Inc., владеющая одноименной социальной сетью, а также сервисами Instagram, WhatsApp и др., объявила о смене названия на Meta Platforms 28 октября. Таким образом, корпорация хотела ассоциироваться со своим новым продуктом Metaverse — метавселенной, под которой понимается собрание цифровых миров. Предполагается, что этот продукт будет использовать технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности и позволит пользователям играть в шахматы, баскетбол или другие игры с другими людьми, которые в этот момент будут находиться, например, в другой стране; работающим на удаленке сотрудникам — «присутствовать» в офисе в виде голограммы; проводить тренировку или другие занятия в любой выбранной виртуальной обстановке и т.д. Правда, пока Metaverse находится на начальной стадии разработки. Создание продукта займет 5–10 лет, прогнозировал ранее основатель компании Марк Цукерберг.
Станет ли больше VR-мероприятий
Мероприятия в виртуальных пространствах стали популярны с начала пандемии, когда установили ограничения на живые встречи, отметила президент Ассоциации AR/VR и интерактивных технологий (AVRA) Екатерина Филатова. Например, в прошлом году телеканал ТВ3 делал презентацию сериала в VR-пространстве. При этом она напомнила, что, согласно идее фантастов, метавселенная — это единое цифровое пространство, объединяющее сервисы различных компаний и создающее цифровую копию мира с 3D-пространством, аватарами, своей системой финансовых расчетов и т.д. Однако пока мероприятия проводятся в виртуальной среде, а не в единой метавселенной, хотя эта среда, вероятно, может стать основой для нее, считает Филатова.
«Возможности метавселенной изменят наши текущие представления о многих вещах. То, что было привычно на экране мобильного устройства, выйдет в пространственный мир. Представьте, что вы не листаете ленту социальной сети, а в буквальном смысле находитесь внутри нее, переживаете те же эмоции, что создатель контента, проходите тем же маршрутом. Это погружение пользователя в спектр эмоций и впечатлений от контента более иммерсивным и глубоким способом. Здесь буквально неограниченные возможности креатива», — уверен основатель и технический директор DEVAR Андрей Комиссаров.
Под иммерсивными технологиями понимается смешанная реальность, в которой графика в виртуальной и дополненной реальности внедряется в реальный мир, пояснила гендиректор компании «Ланит-Терком Италия» (входит в группу «Ланит») Екатерина Уфнаровская. По ее словам, пока люди остаются на первичных этапах развития подобных технологий. «К сожалению, на сегодняшний день «умные» очки далеки от применения в массмаркете — как правило, они дорогие и с непонятным функционалом для обычных пользователей», — отметила Уфнаровская.
Вместе с тем, по ее мнению, самыми передовыми секторами, которые наиболее быстро осознали необходимость использования XR (сочетания виртуального и реального миров), стали промышленность (цифровые двойники и ассистенты в дополненной реальности для производства), модная индустрия (различные эксперименты как с виртуальной, так и дополненной реальностью для потенциальных покупателей), туризм и культура («оживление» исторического наследия), строительство и недвижимость (возможность увидеть 3D-модель квартиры или поставить модель собственного строящегося дачного дома и походить по нему без выезда на место). «Далее будут подтягиваться медицина и другие отрасли, которым необходим более продвинутый уровень технологических возможностей», — прогнозирует Уфнаровская.
«По сферам применения нет ограничений. Как и с интернетом в свое время, метавселенная затронет все области человеческой деятельности. Мы в DEVAR, например, уже проводим некоторые внутренние мероприятия в VR, это позволяет в том числе создать максимальный эффект личного присутствия при нахождении в разных странах. Или, что более интересно, позволяет расширять нейронные связи мозга, которому непривычно проводить встречи в невесомости на космической станции или в тропических джунглях», — отметил Андрей Комиссаров.
Продвигать формат VR-мероприятия будут ивент-агентства, лишенные возможности проведения мероприятий офлайн, считает Екатерина Филатова. Но драйвером, конечно, будут крупные компании, такие как Meta, Microsoft и Epic Games.