Китайский агрегатор такси сократил количество сотрудников в России
Из-за проблем в глобальном офисе компания так и не смогла запуститься в 100 городахКитайский агрегатор такси DiDi сокращает численность своего центрального офиса в России, рассказали РБК три источника на рынке такси. По словам одного из них, в конце прошлого года были сокращены до 90% сотрудников. Часть бывших сотрудников DiDi обращались к конкурирующим агрегаторам такси по вопросу трудоустройства, рассказали собеседники, близкие к двум игрокам на рынке такси. Среди них были те, кто занимал «довольно высокие позиции».
Ирина Гущина, PR-директор DiDi в России сказала лишь, что сервис продолжает работать почти в 40 городах, не ответив по существу на другие вопросы. Представители пресс-службы «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» отказались от комментариев. В пресс-службе «Максим» лишь сообщили, что, «если компания [DiDi] действительно переживает сложности, это плохо для конкуренции и рынка в целом».
Как развивается DiDi в России
Российское юридическое лицо DiDi «ДИДИ Мобилити Рус» было зарегистрировано в конце 2019 года. По данным СПАРК, 99,99% компании принадлежит сингапурской DiDi Mobiliti Pte., 0,01% — гонконгской Travis International Group Hong Kong Limited. Выручка в 2020 году (последние доступные данные) — 183 тыс. руб., чистый убыток — 703,45 млн руб. На 31 декабря 2020 года среднесписочная численность сотрудников офиса «ДИДИ Мобилити Рус» составляла 15 человек (данные за 2021 год пока не доступны).
DiDi начал работать на российском рынке в ноябре 2020 года, первым городом присутствия стала Казань. На начало этого года компания присутствовала в 16 городах, сейчас, согласно информации на ее сайте, — в 37, в том числе в Перми, Казани, Ижевске, Уфе, Тюмени и др. По состоянию на август прошлого года у компании было 5 млн клиентов и 100 тыс. водителей.
Весной прошлого года операционный директор DiDi в России Даниил Петин заявлял телеканалу РБК, что до конца 2021 года агрегатор расширит свое присутствие до 100 городов в России. В том числе компания «присматривалась» к Москве и Санкт-Петербургу.
В середине прошлого года DiDi начала активно набирать водителей в Новосибирске, развесила плакаты о скором запуске в городе. Однако в декабре представитель DiDi заявил местным СМИ, что в краткосрочной перспективе агрегатор не планирует запускать сервис в городе.
Какие проблемы были у компании
В качестве причины сокращений в российском офисе один из собеседников РБК со ссылкой на бывшего сотрудника DiDi назвал проблемы, с которыми в течение прошлого года столкнулась материнская компания агрегатора.
Летом 2021 года DiDi провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и привлекла $4,4 млрд. Одна американская депозитарная расписка компании была оценена в $14, а вся компания в $73 млрд.
Однако китайские власти были против размещения акций компании на американской бирже из-за опасений, что DiDi будет делиться данными пользователей с властями США. Почти сразу после размещения власти Китая обвинили сервис в нарушении закона о сборе данных клиентов и потребовали удалить 25 мобильных приложений компании из магазинов. Государственное управление рыночного регулирования Китая инициировало расследование в отношении DiDi, подозревая, что компания могла использовать неконкурентные инструменты для вытеснения более мелких игроков с рынка. В середине июля Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщал, что компании грозит беспрецедентный штраф, размер которого может превысить тот, что ранее был назначен Alibaba Group ($2,8 млрд). Все эти новости значительно снизили капитализацию компании на NYSE. Во вторник, 18 января, одна расписка торговалась по $4,8, а рыночная стоимость компании составляла около $23 млрд.
В начале декабря DiDi объявила, что ее совет директоров одобрил проведение делистинга с NYSE с конвертацией расписок в бумаги на акции компании, которые будут торговаться на другой международной бирже. Одновременно совет поручил компании провести листинг акций на Гонконгской фондовой бирже. Согласно информации источников South China Morning Post, IPO DiDi на этой площадке может состояться во втором квартале этого года.
Есть претензии к DiDi и в России. Во время Петербургского международного экономического форума в прошлом году глава Минцифры Максут Шадаев и председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Александр Хинштейн выражали обеспокоенность иностранной экспансией на российский рынок такси и предлагали ограничить работу зарубежных сервисов. Тогда же стало известно, что «Максим» пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на DiDi, однако ведомство не увидело нарушения в действиях агрегатора. «Максим» попытался оспорить решение в суде, но проиграл. В пресс-службе «Максим» сказали, что не согласны с вердиктом суда и будут обжаловать его.
Кроме того, в июле из-за того, что приложение обрабатывает за рубежом персональные данные пользователей, в том числе, возможно, госслужащих и сотрудников правоохранительных органов, что может ослабить безопасность России, на DiDi пожаловалась ассоциация «Национальный совет такси». Представитель ассоциации сообщил РБК, что проверки еще проводятся, а информация о них не разглашается.