Оператора по продвижению российского кино предложили выбирать по конкурсу
Минкультуры разработает механизм перенастройки системы продвижения российского кино и анимации на зарубежных мероприятиях и фестивалях. Соответствующее решение принято по итогам встречи в Минкультуры с представителями кинокомпаний, рассказали РБК два участника мероприятия.
Сейчас организацией мероприятий по продвижению российских фильмов и анимации занимается «Роскино». В рамках перезапуска государственной системы поддержки кино на внешних рынках ее оператор будет выбираться на конкурсной основе, рассказали собеседники РБК, отметив, что в качестве одного из вариантов рассматривается Российский экспортный центр. Конкурс планируется провести в этом году, уточнил один из собеседников. Российский экспортный центр уже поддерживает отечественных производителей аудиовизуального контента, ориентированных на экспорт, заявили РБК в центре.
Эксклюзива на продвижение в министерстве культуры не существует в принципе, сообщила РБК глава Роскино Екатерина Мцитуридзе. «Роскино ежегодно участвует в отборе — это публичная процедура — и последние три года нам выделялось 28 млн руб. в год на организацию восьми объединенных стендов России на международных кино и теле рынках», — заявила она РБК. По словам Мцитуридзе, «Роскино» будет участвовать в конкурсном отборе.
Сейчас отбором организаций-получателей субсидий Минкультуры на продвижение российского кино за рубежом занимается экспертный совет ведомства. В 2018 году по трем из пяти позиций победитель определялся на безальтернативной основе, так как на получение целевой субсидии была подана лишь одна заявка. Участники заседания в Минкультуры предлагали, чтобы конкурс по выбору организации-получателя госсубсидий проводил Фонд кино, а в роли экспертов конкурсной комиссии выступали лидеры кинопроизводства, поясняет собеседник РБК. В Минкультуры подтвердили РБК, что в рамках совещания обсуждалась идея конкурса для выбора оператора, задачами которого станут продвижение российского кино на зарубежных кинорынках и фестивалях, а также формирование единого выставочного стенда России. Звучало также предложение провести такой конкурс на площадке Фонда кино, глава министерства Владимир Мединский поручил проработать эту инициативу, уточнили в Минкультуры.
В феврале прошлого года после совещания под руководством вице-премьера Ольги Голодец министр культуры Владимир Мединский поручил провести ревизию эффективности деятельности организации по продвижению отечественного кино за рубежом. Он подчеркнул, что ведомство выделяет «Роскино» от 30 млн до 40 млн руб. в год. «Не знаю, на что они тратят эти деньги. Проведите полную ревизию. И, если она покажется вам неудовлетворительной, давайте вернемся к практике, когда все деньги получает Фонд кино», — сказал министр.
Мцитуридзе, комментируя проверки Минкультуры, рассказывала РБК, что «Роскино» в 2017 году получило в качестве господдержки 28 млн руб. Эти деньги, по ее словам, были направлены на организацию девяти мероприятий в пяти странах мира. «При этом фактические затраты «Роскино» на организацию этих мероприятий превысили размер господдержки и составили 35 млн руб.», — указывала Мцитуридзе.
АО «Роскино» принадлежит Росимуществу. В 2017 году выручка компании составила, по данным базы СПАРК, 27,5 млн руб., убыток от продажи равнялся 106,8 млн руб., чистый убыток — 1,2 млн руб.
Как смотрят российские фильмы за рубежом
Увеличение экспорта услуг в сфере культуры и отдыха, к которым относится кинематографическая отрасль, — это часть «Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года». К 2024 году экспорт аудиовизуальных и связанных с ними услуг должен достичь $300 млн, следует из документа, с которым ознакомился РБК.
По приведенной в стратегии оценке Фонда кино, количество российских картин, которые вышли в прокат за рубежом, с 2014 года по настоящий момент выросло на 44% — с 43 до 62 фильмов. Совокупные кассовые сборы отечественных фильмов за рубежом выросли в четыре раза — с $11 млн до $44 млн. Российские мультфильмы, по данным Ассоциации анимационного кино, экспортируются более чем в 60 стран и дублируются на пяти-десяти языках. Среди успешных проектов — мультсериал «Маша и Медведь», выпущенный в 2009 году студией «Анимаккорд», показанный на Netflix. Доход от продажи российского киноконтента за рубежом в 2017 составил около $20 млн. По оценке Фонда кино, эти доходы можно увеличить втрое при реализации мер господдержки, которые снизят расходы участников кинорынка по выходу на международный рынок. Сюда входят, например, расходы на участие в международных выставках и форумах, реклама и адаптация контента для зарубежных рынков — прежде всего дублирование на наиболее используемых иностранных языках.