Перейти к основному контенту
Технологии и медиа⁠,
0

Эксперты оценили рост российского рекламного рынка в 2017 году

Отечественный рекламный рынок развивается прежде всего благодаря интернету и ТВ, подсчитала АКАР. Доходы издателей продолжают снижаться, минимальный прирост рекламных доходов по итогам прошлого года зафиксировали радиовещатели
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

ТВ vs интернет

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) объявила свою оценку затрат на рекламу в 2017 году: на продвижение товаров и услуг в основных медиа рекламодатели потратили 417 млрд руб. без НДС, что на 14% больше, чем в 2016-м.

В 2017 году в отдельно взятом третьем квартале, как следовало из предыдущих сообщений АКАР, интернет по доходам от рекламы впервые обогнал телевидение: 41 млрд руб. против 36,7 млрд руб. В четвертом квартале закрепить это лидерство интернету не удалось — 51,3 млрд против 54,9 млрд руб. По итогам всего 2017 года рекламные доходы телевещателей на 4,6 млрд руб. превышали совокупную рекламную выручку интернет-площадок: 170,9 млрд и 166,3 млрд руб. соответственно.

По динамике доходов, как и все предыдущие годы, лидирует интернет: у него рост бюджетов составил 22%, у ТВ — 13%.

Стагнация столичной радиорекламы

Эксперты АКАР пересмотрели методику оценки рекламных бюджетов в прессе и на радио. Тем не менее периодика по-прежнему остается единственным медиасегментом, чьи рекламные доходы год от года сокращаются. В 2017 году падение составило очередные 8%, до 20,5 млрд руб. В 2007-м издатели заработали на рекламе 55,9 млрд руб. — за десять лет сегмент сократился в 2,7 раза.

Незначительный прирост — всего 3%, до 16,9 млрд руб., — по итогам 2017 года показал сегмент радиорекламы. В 2016-м, после падения в кризисном 2015 году, рекламные доходы радиовещателей увеличились на 6%, до 15,1 млрд руб. Аналогичную динамику, до 38,4 млрд руб., в 2016-м показал и сегмент Out of Home (реклама на уличных щитах, в транспорте, бизнес-центрах и т.п.). По итогам 2017 года сегмент Out of Home вырос уже на 9%, до 41,9%.

В прошлом году на радио стагнировал подсегмент столичной рекламы, доходы вещателей росли прежде всего благодаря федеральной и региональной рекламе, констатирует эксперт АКАР, директор по продажам «ГПМ радио» Алексей Зятицкий. Эта стагнация, по его словам, была обусловлена в том числе подорожавшей в 2017 году телерекламой: крупные клиенты, чтобы сохранить присутствие на ТВ, были вынуждены урезать бюджеты на другие медиа. В 2018 году сегмент радиорекламы вырастет минимум на те же 3%, что и в 2017-м, прогнозирует Зятицкий.

Не только прямая реклама

АКАР оценивает не только затраты на рекламу в основных медиа. Эксперты ассоциации подсчитывают и расходы на маркетинговые услуги: выкладку товаров в рознице, создание программ лояльности, организацию и спонсорство фестивалей, праздников и т.п. На эти услуги в 2017 году было потрачено, по версии АКАР, 103 млрд руб., что на 9% больше, чем в 2016-м. Расходы на различные промоакции в прошлом году снизились на 2%, до 24,3 млрд руб.

С учетом расходов на разработку и производства креатива (видео- и аудиоролики, постеры для наружной рекламы, макеты в прессе и пр.), изготовление сувенирной продукции в целом на маркетинговые коммуникации в 2017 году могло быть израсходовано 730–750 млрд руб., отмечают эксперты АКАР.

Две трети бюджетов у двух игроков

В России немного медиакомпаний, раскрывающих свои финансовые показатели, которые можно сопоставить с оценками АКАР. Наиболее прозрачным сегментом является интернет: его крупнейшие игроки — «Яндекс» и Mail.Ru Group — публичные компании.

В 2017 году рекламная выручка «Яндекса» увеличилась на 20%, до 87,4 млрд руб. Таким образом, по динамике этого показателя крупнейшая компания Рунета отстала от роста всего интернет-сегмента (22%).

На рынке появляются новые быстро развивающиеся сегменты и игроки, которые растут с низкой базы быстрее рынка, напоминает коммерческий директор «Яндекса» Леонид Савков. Он объясняет: поскольку «Яндекс» — один из крупнейших игроков на рекламном рынке, его рост отличается от тех, кто начинает развиваться с нуля.

Mail.Ru Group в отличие от «Яндекса», наоборот, в 2017 году развивалась лучше, чем весь сегмент интернет-рекламы. Рекламная выручка владельца портала Mail.ru, сетей «ВКонтакте», «Одноклассников», мессенджеров и других проектов увеличилась почти на 29%, до 23,8 млрд руб. Такой высокий рост представитель группы объясняет тем, что она «находится на переднем крае»: «Идет перераспределение рекламных бюджетов в пользу мобильной рекламы, рекламы в соцсетях и т.п., и мы этим пользуемся — активно развиваем инструменты и форматы для продвижения и обеспечения прозрачности в этом секторе».

По итогам 2017 года доля «Яндекса» в сегменте интернет-рекламы достигла прочти 53%, Mail.Ru Group — 14%, следует из данных АКАР. Таким образом, на две компании приходится две трети всех бюджетов, выделенных на интернет-рекламу. Высокая доля крупных игроков на рынке интернет-рекламы — это типичная ситуация, утверждает Савков из «Яндекса». Он приводит в пример рынок США: по оценке eMarketer, в прошлом году суммарная доля двух ключевых игроков — Google и Facebook — составила 63%.

На всем отечественном рекламном рынке доля «Яндекса» достигла по итогам 2017 года почти 21%, Mail.Ru Group — 5,6%.

Russ Outdoor c минусом

Из отчетности французской JCDecaux известна прошлогодняя выручка Russ Outdoor, крупнейшего в России оператора наружной рекламы, в котором французам принадлежит 25%. В пересчете на рубли доходы Russ Outdoor в 2017-м снизились на 1%, до 9,1 млрд руб. Таким образом, лидер показал худшую динамику, чем весь сегмент Out of Home. В нем доля Russ Outdoor составила менее 22%, на всем рекламном рынке — 2%.

Управляющий директор Russ Outdoor Жан-Эммануэль де Витт передал через пресс-службу, что падение доходов, которое наблюдает РБК, связано «со спецификой учета и изменением курса валют», на самом деле был зафиксирован рост. Конкретных цифр де Витт не привел.

Раскрывает в своей отчетности показатели «Газпром-Медиа» и его владелец — Газпромбанк. По итогам 2017 года кредитная организация еще не отчиталась.

В 2016-м «Газпром-Медиа», среди активов которого эфирные и тематические телеканалы, радиостанции, ИД «7 дней», по динамике своей рекламной выручки не успевал за всем рынком. В том году рекламные доходы «Газпром-Медиа» увеличились лишь на 6%, до 60,9 млрд руб., тогда как в целом расходы на рекламу выросли на 11%, до 360 млрд руб.

Представитель «Газпром-Медиа» Ирина Осадчая отказалась сообщить динамику прошлогодней рекламной выручки холдинга до публикации отчетности Газпромбанка.

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 27 декабря
EUR ЦБ: 91,21 (-0,68)
Инвестиции, 26 дек, 17:59
Курс доллара на 27 декабря
USD ЦБ: 77,69 (-0,19)
Инвестиции, 26 дек, 17:59
Глава ФБР объявил о переезде штаб-квартиры в бывшее здание USAID Общество, 05:47
«Золотая лихорадка»: как компании превратить данные о клиентах в деньги РБК и PostgresPro, 05:20
Times узнала о подготовке визита Карла III в США для «очарования» Трампа Политика, 04:56
В офисе шерифа в штате Айдахо произошла стрельба Общество, 04:49
В Европе заявили о рисках встречи Зеленского и Трампа Политика, 04:19
Росгвардия раскрыла уловки квартирных воров в новогодние праздники Общество, 03:40
Минздрав предложил разрешить врачам без аккредитации продолжить работу Общество, 03:29
Дарите то, что точно оценят, — Подписку на РБК
Подарить подписку
Как заправляться на 6 тысячах АЗС по одной карте РБК и Teboil PRO, 03:25
Нетаньяху встретится с Трампом в США Политика, 03:10
В Нижегородской области решили учредить министерство демографии Общество, 02:52
В Киеве прогремели взрывы Политика, 02:41
В Белоруссии определили районы боевого патрулирования «Орешника» Политика, 02:08
Ким Чен Ын поздравил Путина с Новым годом Политика, 01:48
Трамп увидел шанс достичь мирной сделки на встрече с Зеленским Политика, 01:45