Как изменялась аудитория соцсетей после блокировок. Инфографика
Исследовательская компания Mediascope по просьбе РБК подсчитала ежедневную аудиторию самых популярных в России социальных сетей с 24 февраля (начало спецоперации на Украине) по 15 марта. Учитывается число россиян, которые в течение суток заходили хотя бы на минуту на ту или иную площадку или пользовались ее мобильным приложением.
Уже на следующий день после начала спецоперации Роскомнадзор «в соответствии с решением Генпрокуратуры» стал замедлять трафик Facebook — накануне эта соцсеть ограничила доступ к аккаунтам четырех российских СМИ. 4 марта Facebook полностью в России заблокирован. Кроме того, с 1 марта Роскомнадзор вновь стал замедлять работу Twitter, а 11 марта объявил, что с 14-го числа заблокирует Instagram.
После блокировки Facebook этой сетью по-прежнему пользуются миллионы россиян, свидетельствуют данные Mediascope. Но аудитория не могла не снизиться: если 24 февраля она превышала 9,6 млн человек старше 12 лет, то уже 5 марта, на второй день блокировки, она равнялась уже 9 млн, а 10–15 марта составляла 5,5–6,9 млн человек в зависимости от дня.
У Instagram максимальная ежедневная аудитория за три последние недели была зафиксирована 14 марта, в первый день блокировки. Тогда в приложение или на сайт зашли почти 40,9 млн россиян. На следующий день число пользователей Instagram уже снизилось более чем на 16%, до 34,2 млн россиян.
Продолжающаяся вопреки ограничениям активность пользователей обусловлена распространением VPN-сервисов, которые позволяют получить доступ даже к заблокированным ресурсам. Например, ведущая программы «Время» Екатерина Андреева 14 марта прокомментировала появление в кадре сотрудницы «Первого канала» Марины Овсянниковой с антивоенным плакатом именно в Instagram уже после его блокировки.
Снижение аудитории одних соцсетей способствовало увеличению других, следует также из результатов измерений Mediascope. С 11 марта, когда Роскомнадзор анонсировал блокировку Instagram, резко увеличилось число пользователей Telegram. Еще 10 марта это были 35,7 млн россиян, то уже на следующий день — 40,9 млн, а 14 марта, в день блокировки, уже 47,3 млн человек.
На фоне блокировки Facebook и Instagram выросла также аудитория и самой популярной в стране соцсети «ВКонтакте». Если 24 февраля ее пользователями были 46,5 млн россиян, то 15 марта — уже 50,3 млн.
Администрация еще одной популярной в России соцсети, TikTok, 6 марта объявила о приостановлении прямых трансляций и загрузки нового контента в России, объяснив это новыми поправками в российское законодательство, вводящими уголовную ответственность «за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации» о действиях Вооруженных сил РФ. 8 марта было зафиксировано увеличение ежедневной аудитории до 41 млн человек, но затем она снизилась до привычных показателей — примерно до 33 млн пользователей в сутки.