Почему разбилась «Луна-25» и как это повлияет на лунную гонку
Россия вряд ли выбыла из лунной гонки из-за крушения «Луны-25», но сейчас важно проанализировать причины произошедшего, заявили РБК опрошенные эксперты.
Заведующий отделом исследования Луны и планет Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ Владислав Шевченко
«Здесь чистая техника, что там случилось, как случилось… Станции нет. Глубоко задуманный эксперимент не удался. Если учесть, что китайский луноход ходит по обратной стороне Луны и успешно совершает попутные исследования, передает все это на Землю, что можно сказать…Были такие надежды. В смысле науки будем надеяться на «Чандраян-3», который точно должен был в принципе повторить программу «Луны-25», то есть исследовать полярную область, в южной полярной области он будет осуществлять посадку. Посадка и луноход что-то должны дать о южной полярной области, в смысле науки, общей науки, будем надеяться на эти результаты».
Эксперт ракетно-космической отрасли, историк космонавтики Александр Железняков
«Относительно того, из-за чего это могло случиться, не буду выдвигать каких-либо версий, надо дождаться работы аварийной комиссии, которая представит наиболее вероятную причину происшедшего.
Любая неудача в космосе, она априори сказывается на дальнейших планах либо отдельной страны, либо отдельной программы, но обязательно сказывается. В нашем случае, вероятнее всего, придется изменить подход к созданию новых космических станций, потому что за 47 лет, которые прошли с момента запуска предыдущей станции, многое изменилось. И наука ушла вперед, и техника ушла вперед, мы, к сожалению, за эти годы несколько растеряли свои компетенции и в межпланетных полетах, и в посадках на другие планеты. Мы вынуждены будем несколько умерить свои амбиции и понять, что нам придется всему вновь учиться. И в этом случае наверное все-таки стоило бы изменить программу, уйти от создания дорогостоящих многофункциональных аппаратов, которые призваны решать комплексные задачи по исследованию Луны и окололунного пространства, а для начала на более простых машинах отработать основные элементы этих межпланетных перелетов. И только после этого уже приступать к масштабному изучению Луны. У нас сейчас такие планы есть, они относятся к 30-м годам XXI века. Но то, что сейчас мы должны сделать, — мы должны научиться уверенно летать к Луне, уверенно садиться на ее поверхность и только после этого приступать к осуществлению грандиозных планов в одиночку или с Китаем, или c другими странами. Но все равно основная нагрузка по обеспечению этого грузопотока между Землей и Луной ляжет на наши плечи, так что нам и предстоит этому научиться».
Член-корреспондент РАН, директор Института космических исследований академии Анатолий Петрукович
«Это очень печальное событие. Нужно понять, почему это произошло, какие уроки надо вынести для будущих проектов — это очень важное мероприятие, сейчас единственное которое можно сделать, я думаю, что комиссия этим займется. Сейчас пока рано говорить, какое это произведет влияние на будущую лунную программу, я думаю комиссия, которая будет создана, она в том числе вынесет предложения по поводу продолжения [программы]».
Советский и российский астроном, академик РАН Михаил Маров
«Необходимо сделать выводы из этого, и очень серьезные. Я думаю, мы не выбыли из лунной гонки. Если руководство «Роскосмоса» примет, с моей точки зрения, разумное решение, то миссию надо в ближайшее время повторить, для этого у нас есть все».
Накануне в 14:57 с «Луной-25» была утрачена связь. Как пояснил «Роскосмос», это произошло во время перехода на предпосадочную орбиту, что не позволило «выполнить маневр с заданными параметрами». Утром 20 августа госкорпорация сообщила, что миссия перестала существовать — она разбилась о поверхность Луны
Причины аварии должна установить специально формируемая межведомственная комиссия. Что о них говорят эксперты:
Заслуженный испытатель космической техники Андрей Емельянов: «Если вспомнить, предыдущие наши межпланетные полеты осуществлялись почти 50 лет назад. Сейчас новые люди, новая электроника, новое программное обеспечение, новая аппаратура. И всему этому снова надо учиться. Давайте вспомним историю. Наша «Луна-9», которая первая совершила мягкую посадку на Луну [3 февраля 1966 года] <...> Там больше десяти прототипов летало, и только 12-й аппарат сумел совершить мягкую посадку. <...> То же касается «Луны-25». Крайний полет к Луне у нас был в 1976 году, прошло 47 лет, надо понимать, что у нас [сейчас] совсем другие люди работают. <...> Конечно, в любом случае, человеческий фактор влияет. <...>».
По словам Емельянова, «такого феномена, как нерасчетная орбита, вообще не существует». «У нас практически все орбиты, на которые выходят любые космические аппараты, являются нерасчетными. Расчетными являются идеальные орбиты в идеальных условиях, остальное все находится за пределами определенных рамок», — заявил испытатель, отметив, что первый искусственный спутник Земли, запущенный СССР 4 октября 1957 года, вышел на нерасчетную орбиту. То же касается полета Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года.
«Параметры атмосферы, параметры гравитационного поля никогда не являются идеальными, всегда есть флуктуации в ту или иную сторону. Задача коррекции, которая производится при полете космического аппарата — эти нерасчетные параметры вводить как можно ближе к тем, которые были предварительно рассчитаны. <...> Задача современной космонавтики, современных инженеров — выводить космические аппараты как можно ближе к расчетной орбите, [при этом] закладываются допустимые параметры отклонений. Сейчас «Луне-25» дали импульс спуска. Видимо, параметры орбиты, на которую вышел аппарат, стали выходить за пределы допустимых, и аппарат, скорее всего, столкнулся с поверхностью Луны, как сообщает «Роскосмос».
Специалист по космическим аппаратам Илья Овчинников: «Должен был произойти следующий маневр: модуль летал на круговой орбите, где-то высота 100 км. Необходимо было вытянуть эллипс, сделать орбиту, где высота, кратчайшее расстояние до Луны [сократится до] 18 км. То есть произвести маневр, чтобы приблизить аппарат в район посадки. <...> Происходит нештатная ситуация при работе двигателя. То есть он должен был перейти на эту высоту 18 км, но есть ощущение что … мы видим, что он врезался. Это значит, что двигатель отработал, скорее всего, дольше, чем нужно. <...> И соответственно, орбита начала пересекать поверхность Луны, и Луна стала препятствием для движения космического аппарата. Это один из вариантов, я могу только предполагать.
Могла сработать автоматика — не вовремя выключили аппарат, могли быть ошибки в расчетах. Но что конкретно [произошло] — естественно, узнаем после того, как будет проведен полный анализ».
Эксперты еще до произошедшего предупреждали, что прилунение будет сложным. «Подобные миссии всегда рисковые: во всем мире вероятность успешного завершения такого рода миссий оценивается где-то порядка 70%», — докладывал глава «Роскосмоса» Юрий Борисов на встрече с президентом. Разработчик аппарата, НПО имени Лавочкина, оценивало вероятность успеха в 80%, а российский астроном Владимир Сурдин в интервью «РИА Новости» оценил вероятность завершения миссии по плану в 50%. Глава Института космической политики Иван Моисеев указал, что если миссия завершится успехом — «значит, очень здорово повезло».
«Луна-25» была создана в Научно-производственном объединении им. С. А. Лавочкина. Станция весила 1,8 т, а комплекс научной аппаратуры — 31 кг. Аппаратуру разработал Институт космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН). Станция должна была заниматься как научными, так и практическими задачами, связанными с исследованием возможности освоения Луны в будущем.
Это была первая почти за полвека экспедиция к спутнику Земли для России — запуск станции «Луна-24» произошел в 1976 году советскими учеными. Он вернулся на Землю со 170 граммами лунного грунта. Новая миссия должна была состояться в 2010-х годах, но ее несколько раз переносили.
До крушения «Луна-25» успела обнаружить удар микрометеорита, принадлежащего к метеорному потоку Персеиды, передать снимок не видимого с Земли участка Луны, а также измерить потоки гамма-лучей и нейтронов, исходящих от поверхности естественного спутника Земли.
«Луна-25» была частью первого этапа российской лунной программы, утвержденной в 2018 году. Этап получил название «Вылазка», он охватывает период с 2021 по 2025 год и предполагает, среди прочего, исследование спутника земли автоматическими станциями серии «Луна». Запланированы еще три миссии. По словам главы «Роскосмоса» Юрия Борисова, аппарат «Луна-26» должен быть запущен в 2027 году, «Луна-27» — в 2028 году, «Луна-28» — в 2030-м или позже.
Российская лунная программа рассчитана до 2040 года. Ее второй этап «Форпост» (2025–2035 годы) предполагает отработку средств доступа на поверхность Луны, а третий под названием «База» (период после 2035 года) — завершение строительства лунной базы, создание научной инфраструктуры в виде постройки на поверхности Луны двух астрономических обсерваторий, а также создание инфраструктуры, добыча водяного льда, строительство убежищ от радиации.