Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК ,  
0 
Эксклюзив

Маркетплейсы попросили отказаться от лимита по рассрочке для покупателей

Маркетплейсы попросили не ограничивать размер рассрочки для покупателей
Участники рынка интернет-торговли обратились в Госдуму с просьбой не устанавливать лимит бесплатной рассрочки на уровне 15 тыс. руб.: такой порог снизит число желающих покупать технику, мебель и одежду
Фото: Christin Klose / dpa-tmn / Global Look Press
Фото: Christin Klose / dpa-tmn / Global Look Press

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят крупнейшие маркетплейсы и онлайн-магазины, предупредила, что обсуждаемые сейчас новые правила продажи товаров в рассрочку ограничат доступ покупателей к большой доле социально значимых товаров и услуг и снизят привлекательность финансовых продуктов. Об этом говорится в письме с предложениями ассоциации, отправленном председателю комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолию Аксакову (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердили в АКИТ). Позиция АКИТ направлена также в ЦБ, Минфин, Минпромторг и Минэкономразвития для формирования отзыва.

Законопроект с предложением ввести лимит 15 тыс. руб. по одному договору для приобретения товаров в рассрочку без занесения информации в кредитную историю был внесен в Госдуму в начале августа. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 декабря 2025 года. В случае превышения этого порога оператор рассрочки будет обязан передавать информацию о сделке в Бюро кредитных историй (БКИ), по аналогии с обычными кредитами.

Покупки в рассрочку без переплат предложили ограничить лимитом
Финансы
Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

В письме АКИТ обращают внимание, что введение указанного лимита бесплатной рассрочки ограничит пользователей в покупке ряда товаров: «Пользователи не смогут покупать в рассрочку не только бытовую технику, мебель, образовательные и туристические услуги, но даже значительную часть одежды или обуви». В связи с этим ассоциация предлагает не устанавливать лимит для бесплатной рассрочки.

Представитель АКИТ объяснил, что предлагаемые ограничения лишат BNPL-инструменты (buy now, pay later — «покупай сейчас, плати потом» — покупка товаров с оплатой частями без переплат и процентов) ключевых конкурентных преимуществ. «Важно, чтобы этот финансовый инструмент, благодаря которому товары и услуги стали доступнее для населения без значимого увеличения долговой нагрузки, сохранил свой изначальный смысл. В текущей редакции законопроекта рассрочка становится кредитным продуктом, что не только усложнит путь пользователя, но и ограничит доступ к ряду товаров из-за небольшого лимита», — говорит собеседник РБК.

Сейчас для получения BNPL-продуктов не требуется ни оформлять кредитный договор с клиентом, ни паспортных данных последнего. Большинство сервисов рассрочки не передают данных в БКИ.

Для подачи данных о рассрочке в БКИ банки собирают ФИО, паспортные данные, СНИЛС, ИНН, адрес места жительства клиента. Они также могут запрашивать 2-НДФЛ и трудовую для принятия решения, давать ли кредит, пояснили в АКИТ. Необходимость передачи данных оператором рассрочки в БКИ при превышении порога 15 тыс. руб. усложнит подход к верификации пользователя, что значительно удлинит клиентский путь и «неизбежно приведет к оттоку пользователей». «Для пользователей рассрочка потеряет одно из своих преимуществ — быстрое оформление и бесшовный путь», — считают в АКИТ.

Банкиры предложили поднять лимит для рассрочки без переплат до ₽60 тыс.
Финансы
Фото:Christian Ohde / imagebroker.com / Global Look Press

Законопроектом также предполагается запретить операторам взимать деньги с пользователей до момента оплаты товара продавцу, что, по мнению представителей АКИТ, противоречит текущей рыночной практике, основанной на получении первого платежа от пользователя в качестве гарантии платежеспособности в условиях отсутствия идентификации.

В ассоциации предлагают сохранить платную рассрочку наряду с бесплатной в зависимости от условий пользования сервисом, поскольку «полный запрет операторам взимать с пользователей вознаграждение за оказание услуг по договору о предоставлении рассрочки может скомпрометировать соответствующую бизнес-модель и поставить под угрозу дальнейшее развитие формирующегося рынка рассрочки», — говорится в письме.

Что думают о рассрочке другие игроки

Законопроект также ранее раскритиковали банки и BNPL-сервисы. Они предложили установить лимит для бесплатной рассрочки на уровне 60 тыс. руб.

Лимит 15 тыс. руб. в настоящее время охватывает примерно треть всех покупок с использованием BNPL-сервисов — по разным оценкам, от 28 до 35%, рассказывает вице-президент Ассоциации банков России Сергей Клименко. По его прогнозу, при ключевой ставке 19% реальный охват товаров и услуг к декабрю 2027 года снизится вдвое: «Этот платежный метод будет доступен лишь для 15–20% текущей номенклатуры, что в свою очередь сделает его бессмысленным для продавцов, снизит ценовую доступность товаров и услуг для потребителя и выдавит потребителя в зону МФО-займов (от микрофинансовых организаций. — РБК). По оценке банков, на столь коротком временном интервале и размере чека нет кредитного бизнеса», — пояснил Клименко.

Россияне стали одними из самых активных пользователей финтех-услуг
Технологии и медиа
Фото:Артем Геодакян / ТАСС

В то же время у банков вызывает озабоченность активность маркетплейсов в финтех-услугах. В июне на Петербургском международном экономическом форуме глава Альфа-банка Владимир Верхошинский поспорил с основательницей Wildberries Татьяной Бакальчук и бывшим управляющим директором Ozon Сергеем Беляковым о справедливости конкуренции банков и маркетплейсов в подобных услугах. По словам топ-менеджера, более 80% клиентов Oзон Банка предпочитают его из-за скидок на маркетплейсе, что считается «ценовой дискриминацией». «Справедливо это или нет, сложно сказать. Мне кажется, если не букве, то духу закона это противоречит, еще противоречит правилам платежных систем», — говорил он. Верхошинский также указал, что, если в реальном секторе экономики есть убыточное предприятие и при нем кэптивный банк (созданный для финансового обслуживания собственных интересов организации-учредителя), ЦБ с большой долей вероятности закроет такой банк. Топ-менеджер отметил, что и сам не понимает, почему в цифровой экономике происходит по-другому.

Представители маркетплейсов тогда парировали, что все ведущие банки тоже имеют свои продукты лояльности, скидки и кешбэки и так же стимулируют пользование ими.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 февраля
EUR ЦБ: 95,8 (+0,92)
Инвестиции, 17:51
Курс доллара на 18 февраля
USD ЦБ: 91,43 (+1,12)
Инвестиции, 17:51
Макрон позвонил Трампу перед экстренным саммитом в ПарижеПолитика, 19:21
Эксперты назвали самый сложный вопрос в урегулировании на УкраинеПолитика, 19:17
Кудерметова победила Александрову и вышла на Соболенко на турнире в ДубаеСпорт, 19:17
Европейский рынок акций установил новый рекорд за счет оборонных компанийИнвестиции, 19:11
AFP узнало о переносе саммита арабских стран по «переселению» ГазыПолитика, 19:08
Игрок Ночной хоккейной лиги погиб в ДТП в УдмуртииСпорт, 19:06
Ушаков допустил участие Дмитриева в переговорах с США в Эр-РиядеПолитика, 18:59
Как добиваться желаемого в любом разговоре
Овладейте действенными техниками на интенсиве РБК Pro «Искусство убеждать»
Подробнее
Небензя допустил скорое окончание «горячей фазы» конфликта на УкраинеПолитика, 18:58
Кто поехал на переговоры в Саудовскую Аравию от России и США. ИнфографикаПолитика, 18:49
Военная операция на Украине. ГлавноеПолитика, 18:40
Генерала Росгвардии задержали за взяткуОбщество, 18:37
СК сообщил о новых подробностях в деле об убийстве экс-мэра СамарыОбщество, 18:35
Патрушев увидел в итогах конференции в Мюнхене признаки раскола ЗападаПолитика, 18:32
Рынок акций Аргентины обвалился после крипто-скандала с Хавьером МилеемИнвестиции, 18:32