Китайский интернет-гигант AliExpress начнет продавать российские товары
Самый популярный онлайн-ретейлер в России — китайский AliExpress, входящий в группу компаний китайского холдинга Alibaba, — начинает сотрудничать с российскими интернет-продавцами и реселлерами международных брендов, рассказал РБК директор по развитию бизнеса AliExpress в России и гендиректор «Алибаба.ком (РУ)» Марк Завадский. До сих пор на AliExpress предлагались товары в основном китайских продавцов, а российские интернет-ретейлеры сотрудничали с китайской торговой площадкой лишь в тестовом режиме.
По словам Завадского, начало сотрудничества AliExpress с российскими магазинами приурочено к традиционной для всех площадок Alibaba онлайн-распродаже «Всемирный фестиваль шопинга 11.11», который в Китае отмечают 11 ноября. В прошлом году в ходе этой акции Alibaba продала товаров по всему миру на $9,23 млрд: за сутки покупатели сделали порядка 286 млн заказов.
Товары российских продавцов будут размещены в подпроекте «AliExpress Молл»: как ранее писал РБК, он запущен в России весной этого года и рассчитан на более платежеспособную аудиторию, нежели «большой» AliExpress. «Мы хотим привлечь новую, более «дорогую» аудиторию, до которой до сих пор в силу каких-то причин не дотягивали», — объяснял Завадский.
В общей сложности с 11 ноября на AliExpress будут представлены товары от примерно 20 российских партнеров, говорит Завадский. Среди них, например, магазины Wikimart, «Техносила», «220 Вольт», а также официальные реселлеры международных брендов в России — Redmond, L’Oreal, Baon.
Сейчас российских продавцов подключают в «ручном режиме», но в дальнейшем, возможно, российские компании смогут подключаться автоматически, говорит Завадский. «При выборе партнеров мы ориентировались на те категории товаров, которые пользуются большим спросом в России, а также выделили те российские бренды и компании, которые производят свою продукцию в России», — рассказывает Завадский. Кроме того, по его словам, некоторые партнеры позволят AliExpress «закрыть» те категории товаров, которые трудно доставлять из Поднебесной до России. Например, тяжелой бытовой техникой займется «Техносила», а L’Oreal будет представлять косметическую нишу, в которой не представлены китайские производители.
Условия работы на AliExpress для российских магазинов не отличаются от китайских, говорит Завадский. AliExpress берет комиссию с продавцов в размере 5% от стоимости заказа, ретейлер платит за целевое действие (оплаченный и доставленный заказ). Для сравнения: глобальная площадка eBay пока не берет с российских продавцов комиссию (на международном рынке она составляет до 10% от итоговой суммы заказа), партнерская комиссия у крупнейшего российского маркетплейса Wikimart.ru (более 2 млн товаров, от 7 тыс. магазинов) — от 2,2% до 15% в зависимости от категории. Ретейлер «Юлмарт» планирует работать с партнерами с комиссией до 25%, а «Почта России» — до 19%.
Будущие партнеры китайской компании и эксперты отрасли считают, что сотрудничество с AliExpress — шанс заполучить новую, ранее не доступную аудиторию российских покупателей в интернете.
Россияне на рынке электронной коммерции
$1,3 трлн составил объем мирового рынка электронной коммерции в 2014 году
713 млрд руб. составил объем рынка онлайн-торговли в России в 2014 году
30% покупок в денежном выражении пришлось на зарубежные онлайн-магазины
3,3 тыс. руб. равен средний чек в российских онлайн-магазинах
1,2 тыс. руб. равен средний чек россиян в магазине AliExpress
55% покупок из России, совершенных в зарубежных онлайн-магазинах, пришлось на AliExpress
75 млн посылок из-за рубежа было доставлено в Россию в 2014 году
28 млн заказов разместили россияне в 2014 году на площадках Alibaba Group (AliExpress, Alibaba.com и другие)
25,4 млн россиян совершили онлайн-покупки в 2014 году — на 37% больше, чем в 2013 году
26,6% заказов россиян в онлайн-магазинах пришлось на категорию «одежда и обувь»
Источники: Ассоциация компаний интернет-торговли, агентство Data Insight, eMarketer.
Шанс для российских
AliExpress и другие зарубежные площадки уверенно отвоевывают рынок российской интернет-торговли. Сентябрьское исследование Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ; объединяет 16 крупных участников рынка — Ozon, KupiVip, Lamodа, «М.Видео», «Связной», «Спортмастер» и др.) показало, что с 2012 по 2014 год доля трансграничных заказов в российском онлайне в денежном выражении выросла с 20 до 30%. Весь объем рынка интернет-торговли в России АКИТ оценивает в 713 млрд руб.
Китайский AliExpress в России — лидер во всех отношениях. Так, по оценкам Data Insight, на AliExpress в 2014 году пришлось 55% всех заказов в иностранных онлайн-магазинах. Аудитория площадки в сентябре 2015 года составила почти 24 млн уникальных пользователей, следует из данных TNS. В свою очередь и Россия для AliExress за последние три месяца стала основным рынком: по данным сервиса Similarweb, из 1,1 млрд просмотров сайта 14,4% пришлось на Россию, на втором месте — Испания с 9,06%.
Партнер агентства Data Insight Борис Овчинников полагает, что до сих пор российские продавцы были явно пострадавшей стороной на рынке электронной торговли Рунета из-за роста популярности иностранных онлайн-площадок в России, поэтому партнерство с китайской площадкой — это шанс встроиться в потребительский тренд и извлечь из него выгоду.
«Все боятся китайцев, многие российские онлайн-магазины, например Wildberries, опасаются за свою долю рынка. Но наша позиция такова — с гигантами лучше дружить», — объясняет коммерческий директор Baon (станет одним из партнеров AliExpress) Анна Сироткина, добавляя, что помимо собственного онлайн-магазина бренд сотрудничает практически со всеми крупными интернет-сайтами — с Wildberries, Lamoda, Ozon.
При этом Сироткина указывает, что на AliExpress покупатели изначально приходят за более низкими ценами, поэтому основная цель компании — проверить в ходе акции «11.11» готовность пользователей площадки платить за более дорогую продукцию. Для сравнения: стоимость верхней одежды Baon, которая будет выставлена на AliExpress, в среднем стоит около 10 тыс. руб., тогда как на самой китайской площадке пуховики могут стоить и 1,6 тыс. руб.
Генеральный директор Wikimart Андрей Кленин отмечает, что партнерство с AliExpress — это возможность получить доступ к региональной аудитории. С ним согласен и руководитель интернет-магазина Multivarka.pro (компания «Технопоиск», является официальным представителем компании Redmond в России) Дмитрий Алексеев. Выстроенная логистика AliExpress может помочь брендам с доставкой в регионы, в которые до сих пор обычные интернет-магазины «не рисковали отправлять товары», рассуждает Алексеев. Только 15% от общего числа заказов на AliExpress приходится на Москву и Санкт-Петербург, говорил ранее РБК Марк Завадский.
Первым российским партнером AliExpress — еще год назад — стал магазин «220 Вольт», специализирующийся на продаже садового и строительного инструмента. Сотрудничество с «220 Вольт» проходило в тестовом режиме: например, цены на товары магазина приводились в долларах. Теперь «220 Вольт» будет «переподключен» к площадке «AliExpress Молл», где цены будут указаны в рублях, говорит Завадский.
Директор онлайн-магазина «220 Вольт» Леонид Довладбегян рассказал РБК, что продажи через AliExpress пока не превышают 1% от общего оборота компании — «это сопоставимо с продажами магазина на российском eBay, но при этом они стабильно растут». Главный плюс сотрудничества с китайской торговой площадкой — повышение узнаваемости бренда в регионах и странах Таможенного союза, Белоруссии и Казахстане, уточняет Довладбегян.
Впрочем, пока не все ретейлеры стремятся сотрудничать с AliExpress. По словам начальника управления интернет-продвижения «Связного» Михаила Морозова, аудиторию AliExpress на данный момент привлекают преимущественно предложения из бюджетных ценовых сегментов — средний чек посылки из Китая, где значимая доля принадлежит именно AliExpress, в 2014 году составлял порядка $25–30, напоминает он. В «Связном» в эту ценовую категорию попадают аксессуары и самые дешевые телефоны, объем продаж которых постоянно падает, поэтому пока сотовый ретейлер не планирует продажи через AliExpress, говорит Морозов.
Китайский экспресс по России
Торговая b2c-площадка AliExpress, входящая в группу компаний китайского холдинга Alibaba, в июле прошлого года впервые вошла в десятку сайтов с самой большой аудиторией в Рунете: по данным TNS, число уникальных пользователей сайта тогда приблизилось к 16 млн (по всей России; аудитория в возрасте 12–64 года). Через год, в июле 2015 года, аудитория AliExpress превысила 22 млн пользователей: по популярности сайт обошел даже социальную сеть Facebook, следует из данных TNS.
По оценке директора по маркетингу InSales Артема Соколова, средний чек на AliExpress составляет 1,2 тыс. руб. Это почти втрое меньше, чем средний чек по всем онлайн-покупкам в России — 3,3 тыс. руб. с учетом доставки (Data Insight и Insales, 2014 год).
По итогам второго квартала 2015 года выручка бизнеса AliExpress выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и достигла $81 млн (общая квартальная выручка Alibaba составила $3,3 млрд). При этом в отчете Alibaba указывала на замедление темпов роста AliExpress в связи с девальвацией рубля и бразильского реала.
Битва за продавцов
Aliexpress, который начинает полноценно сотрудничать с российскими продавцами, — далеко не первый случай партнерства иностранных гигантов с местными игроками. В сентябре прошлого года интерес к российским магазинам проявил eBay. По словам пиар-директора eBay в России Карины Грошевой, на данный момент на площадке представлено около 300 российских продавцов. В рамках тестового периода, который продлится как минимум до конца этого года, продавцы не платят eBay за оформление заказов.
Первоначально eBay начал работать с крупными магазинами, например Citilink.ru, Electrovenik.ru, Babadu.ru, Sela, Wikimart.ru. Летом этого года возможность продавать свои товары через площадку получил малый и средний бизнес. До конца 2015 года eBay планирует предоставить российским продавцам доступ к международной аудитории своей площадки, уточняет Грошева.
Руководитель «Яндекс.Маркет» Павел Алешин отмечает, что китайские маркетплейсы достаточно давно сотрудничают с российскими магазинами, так же как и «Яндекс.Маркет» — с китайскими (например, на площадке уже месяц размещается китайский онлайн-магазин JD.com и недавно начал сотрудничество китайский Dhgate). «Это здоровая конкуренция, от которой в конечном итоге выигрывают потребитель и отрасль в целом», — говорит он.