В США испытали конкурента покупаемого у России ракетного двигателя РД-180
Компания основателя Amazon Джеффа Безоса Blue Origin провела первые огневые испытания ракетного двигателя BE-4, который работает на жидком кислороде и жидком метане в качестве окислителя и топлива. Об этом сообщает Popular Mechanics. Журнал отмечает, что ВЕ-4 может стать самым мощным американским ракетным двигателем на ближайшие десятилетия.
Blue Origin планирует использовать силовую установку на своей новой тяжелой ракете New Glenn. Но двигатель может также использоваться совместным предприятием Boeing и Lockheed Martin United Launch Alliance, которое производит ракеты Altlas V и планирует производить Vulcan.
Во время огневых испытаний двигатель BE-4 набрал 50% своей мощности за три секунды. Blue Origin начала его разработку еще в 2011 году, но публично объявила об этом только в 2014-м.
Как отмечает PM, BE-4 — первый крупный ракетный двигатель, разрабатываемый с нуля частной компанией. Его тяга при работе на уровне моря должна достигать 2400 кН: BE-4 слабее главного двигателя Space Shuttle и разрабатываемого SpaceX двигателя Rаptor, который компания Илона Маска будет ставить на тяжелые ракеты Big Falcon. BE-4 предполагает многоразовое использование.
Blue Origin ранее фокусировалась на разработке небольших суборбитальных ракет многоразового использования New Shepard, способных на несколько минут доставить туристов на высоту орбиты. С двигателем BE-4 двух- и трехступенчатые ракеты New Glen будут способны как минимум доставлять грузы и экипажи на низкую околоземную орбиту. BE-4 будет использоваться для разгона как первой, так и второй ступени. Blue Origin планирует впервые запустить новую ракету в 2020 году.
СП United Launch Alliance заявило о планах ставить BE-4 на свои новые ракеты Vulcan еще в апреле 2015 года. Пока что в распоряжении ULA две ракеты-носителя: Atlas V (с российским двигателем РД-180) и Delta IV (с двигателем RS-68 американской Rocketdyne). Минобороны США проводит почти все свои пуски на ракетах ULA. Как отмечает PM, Vulcan с двигателем BE-4 — «возможность для ULA построить РН, которая будет дешевле не только дорогостоящей Delta IV, но и Atlas V».
Впрочем, в мае 2017 года BE-4 потерпел неудачу: при испытаниях взорвался силовой блок двигателя. А Rocketdyne пытается через конгресс вынудить ULA устанавливать на свои ракеты новые двигатели Rocketdyne AR1, но пока что та сохраняет приверженность разработке компании Безоса.
Двигатель BE-4 тоже должен еще пройти летные испытания в составе ракеты, чтобы подтвердить свои параметры, заявил РБК генеральный директор АО «НПО Энергомаш» Игорь Арбузов. «Поэтому впереди у наших коллег еще много работы до того момента, как двигатель можно будет эксплуатировать», — считает он. «Мы с большим уважением относимся к тому, что делает компания Blue Origin. Это подстегивает нас развиваться и совершенствовать свою продукцию», — добавил Арбузов.
Соглашение о поставках РД-180 Москва и Вашингтон заключили в 1990-х годах. С тех пор двигатели используются на ракетах Atlas III и Atlas V. В 2014-м РД-180 попали под санкции США, но спустя несколько дней запрет на поставку сняли, так как в Вашингтоне посчитали, что закупка двигателей у «Энергомаша» не противоречит антироссийским санкциям.
С тех пор регулярно появляются сообщения, что США пытаются ускорить процесс замены российских РД-180. Например, конгресс поручал Пентагону отказаться от пусков военных спутников на российских двигателях к 2019 году, но в военном ведомстве издержки от такой меры посчитали больше потенциальной выгоды. Газета «Коммерсантъ» даже писала, что United Launch Alliance планирует купить новую партию РД-180.
РД-180 не единственный российской двигатель, поставляемый на экспорт. Еще есть РД-181, который ставят на первую ступень ракеты Antares компании Orbital Sciences Corporation.
РБК направил запрос в пресс-службу Роскосмоса по поводу американской разработки.