VK и Сбербанк начали поиск покупателя на сервис «Кухня на районе»
VK (бывшая Mail.ru Group) и Сбербанк ищут покупателя сервиса доставки готовой еды в Москве «Кухня на районе», который принадлежит их совместному предприятию «O2O Холдинг». Информацию об этом рассказали три источника РБК на рынке электронной коммерции и один источник, близкий к VK.
По словам одного из собеседников, на сервис есть несколько потенциальных претендентов. В том числе владельцы «Кухни на районе» пытались договориться о его продаже «Яндексу», отметил еще один собеседник РБК. По словам другого источника РБК, собственник «не дает сервису увеличивать число заказов, чтобы не умножать убытки».
Еще один источник на ИТ-рынке, знакомый с планами VK и «Сбера», утверждает, что «О2О Холдинг» может и вовсе закрыть проект «Кухня на районе» «в связи с оптимизацией бизнес-направлений холдингов».
Представитель «Яндекса» заявил, что компания не комментирует слухи. В VK и «Сбере» от комментариев отказались.
Сервис «Кухня на районе» был создан в 2017 году. Учредителями его основного юрлица — ООО «Локалкитчен» — были топ-менеджеры «Рокетбанка» Андрей Колесников, Кирилл Родин и Олег Козырев, а также основатель агрегатора доставки еды «Едасюда» Антон Лозин. В конце сентября 2020 года Сбербанк и VK через совместное предприятие «О2О Холдинг» стали владельцами доли 80,19% сервиса. Сделка была закрыта в октябре того же года. Сейчас, по данным СПАРК, 84% «Локалкитчен» принадлежит «O2O Холдингу», по 6% — Олегу Козыреву и Алексею Колесникову, еще 2,5% — у гендиректора сервиса Антона Лозина и менее 1% — у Кирилла Родина. Выручка за 2020 год составляла 2,38 млрд руб., чистый убыток — 1,27 млрд руб.
Согласно данным на сайте Сбербанка, «Кухня на районе» принимает около 25 тыс. заказов в день, активная аудитория приложения — 400 тыс. человек. Средний чек в сервисе составляет 600–800 руб. По всей Москве открыто около 50 точек.
Почему сервис решили продать
VK и Сбербанк создали совместное предприятие «O2O Холдинг» летом 2019 года. Изначально в него входили сервис доставки еды Delivery Club, заказа такси «Ситимобил», цифровая платформа для ресторанного рынка FoodPlex. Впоследствии портфель пополнился «Кухней на районе», сервисом доставки продуктов «Самокат», каршерингом «Ситидрайв» и другими активами. За прошлый год в развитие совместного предприятия VK и «Сбер» вложили до 43 млрд руб. Последний раз совместное предприятие получило финансирование от акционеров в октябре 2021 года — 12 млрд руб.
Еще недавно «Сбер» и VK стремились к созданию собственных экосистем. Осенью 2021 года VK провела ребрендинг, который, как объяснял занимавший на тот момент пост главы холдинга Борис Добродеев, должен был подчеркнуть все возможности, которые дает экосистема: общение и игры, образование (от школьного до профессионального), доставку лекарств и продуктов, такси, каршеринг и онлайн-покупки. Однако в конце 2021 года у VK сменился контролирующий акционер (вместо USM Алишера Усманова им стали группа СОГАЗ и Газпромбанк) и гендиректор (место Добродеева занял Владимир Кириенко, бывший вице-президент «Ростелекома» и сын первого заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко), и приоритеты компании поменялись. Как рассказывал один из источников РБК, власти могло не устраивать, что в последние годы VK, вместо того чтобы сосредоточиться на развитии соцсетей, занималась сервисами доставки еды, такси, маркетплейсами и др. В конце февраля ряд российских банков, юридических и физических лиц попали под санкции, после того как Россия начала специальную военную операцию на Украине. Среди них оказались Сбербанк и Владимир Кириенко.
В середине марта о прекращении работы сообщил «Ситимобил». Публично акционеры компании не объясняли причину закрытия сервиса, но источники РБК указывали на тот факт, что бизнес требует дальнейших инвестиций, а имеющейся у сервиса доли рынка оказалось недостаточно, чтобы стать прибыльным.
Гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отметил, что «Кухня на районе» — это «локальный бизнес с ограниченным потенциалом масштабирования, который продолжает сохранять зависимость от привлеченного капитала и уступает позиции более сильным конкурентам, таким как, например, «ВкусВилл», который активно развивает dark kitchen (кухня, которая готовит еду только на доставку. — РБК) на территории dark store (складов. — РБК), или Х5 Retail Group, которая активно развивает направление продаж готовой еды». «Такие проекты строились с расчетом на рост капитализации, но это было актуально в той реальности, когда Россия была полноценной частью мировой экономики и российские активы были интересны инвесторам из Европы и США, а потребитель был другим», — делает вывод Бурмистров.
По словам партнера UFG Private Equity Артура Акопьяна, сейчас «никого не заинтересуют инвестиции в маркетплейсы под рост доли рынка и маржинальности когда-нибудь в будущем». «Думаю, что последняя инвестиция в России такого рода — это [вложения в сервис аренды самокатов] Urent. Ближайшие несколько лет ясности с финансированием проектов такого рода не будет», — категоричен Акопьян. В феврале 2022 года Urent привлек 2,09 млрд руб. инвестиций от МТС, фондов VPE Capital и VEB Ventures (венчурный фонд ВЭБ.РФ).