Российские операторы увеличили продажи смартфонов под своими брендами
Правда, в 2014-м доля скорректировалась до 5,4%, но этот сегмент будет расти, считает руководитель департамента сотовой связи и цифровых устройств J'son & Partners Евгений Альминов.
Модель продаж «своих» смартфонов операторами в России отличается от западной схемы, рассказывает представитель «Связного» Мария Заикина. Так, в США сотовые компании продают устройства по низкой цене, но зарабатывают на долгосрочных контрактах на мобильную связь с достаточно высокой фиксированной абонентской платой — у россиян такая схема не популярна. «У нас операторы незначительно субсидируют покупки, но предлагают смартфоны в бюджетных сегментах», — отметила Заикина. По ее словам, это способствует замещению обычных телефонов на смартфоны, часто бонусом идет интернет-пакет. Альминов с ней согласен. По информации «Связного», в 2014 году операторские смартфоны в первую очередь были представлены в ценовом сегменте до 3 тыс. руб.
Операторы практикуют две модели продажи брендированных устройств, уточняет представитель МТС Дмитрий Солодовников. Первая — дешевый смартфон продается настроенным для работы в сети конкретного оператора: например, если это устройство от МТС, то SIM-карта от «МегаФона» или «ВымпелКома» в нем работать не будет. «Но если человек хочет вставить такую SIM-карту, он может попросить, и телефон «разлочат» тут же в салоне. Мы не имеем права навязывать клиентам свои услуги», — подчеркивает Солодовников. Вторая модель — смартфон продается с большой скидкой, но чтобы приобрести его по такой цене, клиент должен докупить также пакет услуг на какое-то время — обычно два-три месяца, период оплачиваемых услуг зависит от цены устройства.
По итогам 2014 года МТС оказалась лидером по продажам операторских смартфонов в России — и в рублях, и в штуках, утверждает Солодовников: доля бренда МТС в продажах устройств в собственной рознице почти достигла 20%. Больше половины проданных в рознице МТС устройств стоило до 5 тыс. руб.
Устройства от МегаФона» — смартфоны и планшеты — представлены под маркой Login, с начала 2013 года компания продала уже 1,5 млн таких гаджетов, и это оказало «существенное влияние на структуру рынка», заявила представитель оператора Алия Бекетова. «В апреле 2013-го мы вывели на рынок собственный смартфон MegaFon Login по самой низкой цене — 1,99 тыс. руб., заставив других продавцов и производителей снижать стоимость своих устройств», — сообщила она. В 2012 году собственные смартфоны и планшеты составляли 8,8% в общих продажах этих устройств оператором, в 2013-м — уже 24%, в 2014-м — 26%.
Наиболее быстрорастущая категория в салонах «МегаФона» — мобильные устройства в ценовом диапазоне до 5 тыс. руб. В компании отмечают, что рост числа смартфонов в сети привел к более активному использованию мобильного интернета: показатель ARDU — средний доход на одного пользователя передачи данных в месяц — с 2012 по 2014 год увеличился со 164 до 209 руб.
В пресс-службе «ВымпелКома» информацию об объемах продаж собственных мобильных устройств раскрыть отказались. «В состав пакетного предложения помимо устройства входил и комплект услуг на несколько месяцев. При этом общая стоимость не превышала 3 тыс. руб.», — сообщила представитель компании Екатерина Лебедева.
Теснят лидеров
В бюджетной ценовой категории в 2014 году существенно увеличился уровень конкуренции за счет активного выхода на российский рынок китайских производителей мобильных устройств, рассказывает Альминов.
Лидеры рынка смартфонов — так называемые А-бренды: Apple, Samsung, LG, Sony, HTC и т.п. — проигрывают в конкурентной борьбе молодым B-брендам — Huawei, Lenovo и др. По оценкам J’son & Partners, за 2012–2014 годы совокупная доля лидеров в продажах смартфонов в штуках сократилась с 91,3 до 57,2%. Зато суммарная доля B-брендов за это время выросла до 37,4%.
Ценовой разрыв только увеличивается, констатирует J’son & Partners: в 2012-м ценник традиционных производителей был в среднем в 1,9 раза выше, чем у молодых конкурентов, и в 2,7 раза выше, чем у собственных устройств мобильных операторов. К 2014-му эти показатели возросли до 2,7 и 6,8 соответственно.
Доля бесменных лидеров — Apple и Samsung — в 2014-м составила 40,1%; спрос на смартфоны Samsung ослабел в Западной Европе и Азии, отмечается в исследовании, Apple смогла несколько снизить масштабы падения благодаря выходу на рынок iPhone 6 и iPhone 6 Plus и высокой лояльности потребителей к бренду.