Почти 40% сотрудников не доверили бы работодателю свою биометрию
В России лишь 8% сотрудников согласились бы передать свои биометрические данные работодателю без дополнительных условий, следует из совместного исследования компаний HeadHunter и «Инфосистемы Джет» (есть у РБК), которое проводилось летом этого года.
В опросе приняли участие около 2 тыс. работников из 15 разных отраслей. Под биометрией в рамках опроса понимали систему идентификации человека по его уникальным биологическим и физиологическим характеристикам, например по голосу, отпечатку пальца, радужной оболочке глаза или рисунку вен на ладони.
При этом 38% опрошенных не готовы предоставлять данные ни при каких условиях. Остальные готовы передать биометрию, например, для доступа на территорию организации (на это согласны 43% респондентов), для доступа в различные помещения (39%). Реже — для входа в систему компьютера (34%), подтверждения совершения значимых операций и доступа к критическому оборудованию (30%), учета рабочего времени (23%), оплаты в корпоративной столовой (19%).
Работники понимают удобство, которое дает использование биометрии (например, больше не нужно носить пропуск), но у них есть опасения, что технология точнее покажет фактическое отработанное время, а в вопросах оплаты явно видны финансовые риски, отметили авторы исследования.
41% опрошенных готовы подписать согласие на обработку отпечатка пальца, а 35% — на обработку изображения лица. Авторы исследования объясняют это широким распространением указанных технологий — их используют в смартфонах, персональных компьютерах и при получении виз.
Почти половина респондентов боятся, что их данные будут украдены и использованы без их ведома и эти данные нельзя будет поменять в отличие от пароля (такое опасение поддержали 43%). Еще 29% назвали подобные данные слишком личными. При этом около 30% тех, кто не готов предоставлять биометрию, согласятся на это, если организация выполнит дополнительные условия — например, будет использовать такие данные вместе с паролями, кодами и т.д.
Зачем организациям биометрия
Руководитель группы биометрических технологий и систем аутентификации центра прикладных систем безопасности «Инфосистемы Джет» Алексей Кузьмин указывает на отсутствие данных о том, сколько работодателей сейчас используют биометрические технологии в России. «Из открытых источников можно определить отрасли, где биометрические технологии развиваются больше всего. Это транспорт и городские системы безопасности, банковская сфера, спортивные объекты, ретейл. Биометрию в основном применяют для обеспечения прохода на территорию компании, доступа в помещения внутри организаций, входа на компьютер и доступа к информационным системам организаций», — рассказал Кузьмин.
Например, с 2019 года биометрия используется для доступа в офисы АФК «Система» и Сбербанка. Как пояснил представитель «Системы» Сергей Копытов, это было сделано в первую очередь для удобства сотрудников, которым не нужно постоянно иметь при себе физический пропуск. Кроме того, технология позволяет повышать эффективность учета рабочего времени, планирования загрузки офисных пространств и внутреннюю безопасность. «Поскольку у нас в компании необходима фотография сотрудника на обычный пластиковый пропуск, то и на использование этой же фотографии в системе контроля и управления доступом никто негативно не реагировал. Никакие дополнительные биометрические данные не собираются», — добавил Копытов. В Сбербанке специальными терминалами для биометрической идентификации оборудованы более 50 офисных зданий, рассказал представитель организации. «Безусловно, использование данной технологии приветствуется сотрудниками, потому что упрощает их жизнь и делает посещение офиса комфортнее», — считает он.
Впрочем, Дмитрий Марков, гендиректор VisionLabs, которая внедряла систему доступа по биометрии в АФК и «Сбере», признает, что, как и любая другая технология, находящаяся на ранней стадии развития, пока она вызывает недоверие и опасения и понадобится время, чтобы удобство и польза перевесили страхи сотрудников, связанные с возможностью утечки данных или их неправомерного использования. Директор по развитию «Тридиви» (3DiVi Inc.) Дмитрий Морозов говорит, что сотрудники боятся компрометации персональных данных как на уровне компании, так и на уровне государственных сервисов, поскольку сейчас такие сервисы хранят биометрию централизованно, отсутствует понятный и простой механизм контроля для сотрудников над ее использованием. По его мнению, уровень доверия к биометрии можно повысить за счет новых технологических решений — например, основанных на распределенных реестрах.
По словам Кузьмина, несмотря на низкое доверие, технология будет продолжать развиваться и станет наиболее распространенным методом идентификации. Марков приводит данные Brandessence Market Research, согласно которым в 2020 году объем рынка распознавания лиц в мире составил $3,6 млрд, а к 2027 году достигнет $11,6 млрд. Он подчеркнул, что сейчас биометрия «является одним из самых перспективных и безопасных способов идентификации». По словам Маркова, внедрение биометрии помимо офисов востребовано на промышленных производствах и строительных площадках для контроля доступа в опасные или служебные зоны, а также для детекции спецодежды и средств индивидуальной защиты на сети камер, что помогает повысить промышленную безопасность. «В ретейле для сотрудников часто применяется учет рабочего времени с помощью биометрии — это дает возможность отмечаться даже с мобильного телефона. Для банков интересен кейс с аутентификацией по лицу на рабочем месте, так как сотрудники имеют дело с важной и зачастую закрытой информацией», — отметил глава VisionLabs.