Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

В топ-30 крупнейших рекламодателей России впервые вошла интернет-компания

Впервые по итогам 2017 года в рейтинг крупнейших рекламодателей России вошла Mail.Ru Group, увеличившая свой бюджет на ТВ в пять раз. Телереклама необходима интернет-сервисам для привлечения новой аудитории и расширения бизнеса
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Отраслевое издание AdIndex подготовило для РБК рейтинг крупнейших рекламодателей России по итогам 2017 года. Такие расчеты AdIndex на основе данных исследовательских компаний Mediascope и «Эспар-Аналитик» делает уже десять лет и сейчас оценивает бюджеты рекламодателей в пяти основных медиа: на ТВ, радио, в прессе, наружной рекламе и интернете.

Всего в 2017 году рекламу давали почти 54,9 тыс. компаний. Общие затраты на рекламу в пяти анализируемых сегментах, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в прошлом году достигли 492 млрд руб. с НДС. Тридцать крупнейших рекламодателей, по оценке AdIndex, потратили на продвижение 20% от общей суммы, или 99,5 млрд руб. с НДС. ​

Наиболее привлекательными площадками для рекламодателей, по данным АКАР, сегодня являются два медиа — ТВ и интернет. В прошлом году они привлекли, соответственно, 41 и 40% всех рекламных бюджетов. Чтобы считаться крупнейшим рекламодателем, необходимо в первую очередь рекламироваться в телеэфире, свидетельствуют расчеты AdIndex. Компании из топ-30 потратили на ТВ в 2017 году в среднем 75% своего рекламного бюджета.

Как считается рейтинг

Оценка рекламных бюджетов базируется на данных мониторинга, который на ТВ, радио, в прессе и интернете проводит исследовательская компания Mediascope, в наружной рекламе — «Эспар-Аналитик». Бюджеты, приведенные без учета скидок, пересчитываются по специальной методике с учетом экспертных заключений агентств и рекламных групп. В частности, сотрудники Dentsu Aegis Network, Publicis Media, GroupM, OMD OM Group, АДВ и др. называют, сколько может стоить размещение рекламы на том или ином телеканале для конкретного рекламодателя, какова наценка на спонсорскую рекламу на каждом канале и т.п.

Дебют интернет-компании

Традиционно в рейтинге доминируют производители товаров повседневного спроса — они занимают девять из тридцати первых позиций. Второе место по количеству позиций в рейтинге — у фармацевтических компаний, их шесть. Еще два участника рейтинга выпускают как лекарства, так и повседневные товары: Reckitt Benckiser («Нурофен», чистящее средство Cillit Bang, презервативы Durex и т.п.) и Johnson & Johnson («Доктор Мом», «Тизин», средства по уходу за кожей и женской гигиены и др.). Кроме того, в рейтинг вошла вся «большая четверка» операторов мобильной связи, три автопроизводителя, два ретейлера, одна сеть закусочных, один производитель бытовой техники и одна кредитная организация.

Представители всех этих товарных категорий фигурировали в предыдущих рейтингах. Впервые по итогам 2017 года в топ-30 вошла интернет-компания: Mail.Ru Group увеличила свои затраты на телерекламу, по оценке AdIndex, более чем в пять раз, до 1,9 млрд руб., и благодаря этому с общим бюджетом 2,4 млрд руб. поднялась с 127-го места в 2016 году сразу на 24-е.

Потратились на «Юлу»

Mail.Ru Group, владелец социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир», почтового сервиса, нескольких мессенджеров и других сервисов, — крупнейшая по аудитории компания Рунета, следует из расчетов Mediascope. В январе 2018 года совокупная ежедневная аудитория 37 проектов группы на десктопах и мобильных устройствах в городах с населением от 100 тыс. человек достигала 29,6 млн россиян в возрасте 12–64 лет (такое количество людей хотя бы раз в сутки заходили и на сайты Mail.Ru Group или открывали соответствующие мобильные приложения).

Общий среднесуточный охват пяти самых популярных федеральных телеканалов — «Первого», «России 1», НТВ, СТС и РЕН ТВ — в тех же городах в январе 2018 года составлял 30 млн россиян в возрасте 12–64 лет (столько человек хотя бы раз в день смотрели в течение хотя бы минуты один из этих каналов). По отдельности ни один из вещателей также не превосходит Mail.Ru Group по охвату: к примеру, у «Первого канала» среднесуточный охват 18,7 млн человек, у «России 1» — 17 млн, у НТВ — 12,9 млн.

При этом Mail.Ru Group конкурирует с телевещателями за бюджеты рекламодателей. В 2017 году рекламная выручка интернет-компании возросла почти на 29%, до 23,8 млрд руб. без НДС. На всем российском рекламном рынке доля Mail.Ru Group по итогам прошлого года составила 5,7%.

Реклама обеспечила 41% всей выручки Mail.Ru Group. Еще 30% принесли многопользовательские онлайн-игры, оставшиеся 29% — дополнительные услуги (вроде покупки стикеров в «Одноклассниках»), а также онлайн-заказ еды в ресторанах и другие сервисы.

Представитель Mail.Ru Group отказался комментировать оценку рекламного бюджета, отметив лишь, что группа «действительно активно инвестирует в новые продукты в сегменте электронной коммерции и, соответственно, наращивает маркетинговую активность». В 2017 году расходы Mail.Ru Group на маркетинг увеличились почти в три раза, до 8,7 млрд руб. без НДС, указано в отчетности компании.

Возросшие затраты на маркетинг, уточнил представитель Mail.Ru Group, были обусловлены инвестициями в приобретенный осенью 2016 года сервис по доставке еды Delivery Club, появившийся в том же году сервис объявлений «Юла» и запущенный в конце 2017 года маркетплейс Pandao.

Больше всего средств своего рекламного бюджета — 1,5 млрд руб. с НДС — Mail.Ru Group в 2017 году потратила на продвижении «Юлы», следует из расчетов AdIndex.

И «Яндекс», и Avito

Из других интернет-компаний рекламной активностью отметились также «Яндекс» и сервис объявлений Avito. Но размер и прирост их рекламных бюджетов в прошлом году были намного скромнее, чем у Mail.Ru Group. «Яндекс» увеличил затраты на рекламу, по оценке AdIndex, на 17% и занял 47-е место, сервис объявлений Avito — на 32% и находится на 65-м месте. AdIndex публикует свои оценки затрат на рекламу в абсолютном выражении только для тридцати крупнейших рекламодателей, но на основании долей упомянутых компаний в общих расходах можно предположить, что «Яндекс» потратил в 2017 году на рекламу около 1,5 млрд руб., Avito — 1,3 млрд руб. с НДС.

В прошлом году почти в три раза увеличила свой рекламный бюджет в России компания Google, но пока она занимает только 119-е место в рейтинге. Ее бюджет можно оценить в 673 млн руб. с НДС.

Представитель «Яндекса» не подтвердил оценку AdIndex. В Avito и Google предпочли не комментировать приписываемые им бюджеты.

Все для знания бренда

«Основные затраты на продвижение наших продуктов не связаны с телевидением, оно является для нас скорее дополнением к продвижению на собственных ресурсах», — уверяет представитель Mail.Ru Group. Заместитель гендиректора группы Дмитрий Сергеев в этом месяце в интервью AdIndex признавал: «Да, мы инвестируем в телерекламу. В этом нет никакого противоречия: это мультиканальная среда, и если мы продвигаем через телерекламу, например, наши проекты e-commerce, то это поддерживается рекламой и в digital, и в других каналах».

То, что интернет-компании стали одним из активно растущих рекламодателей на ТВ, Сергеев объяснял тем, что сейчас интернет-сервисы стали самым растущим сегментом экономики: «Компании, которые еще недавно занимали маленький сегмент рынка и были интересны только самым продвинутым пользователям, сейчас стали крупным массмаркет-бизнесом».

Влияние интернет-отрасли на экономику растет на 11% в год, и к 2021 году ее вклад в общий ВВП без учета цифровизации традиционных отраслей достигнет 4,7%, прогнозировала в прошлом декабре Ассоциация электронных коммуникаций. Таким образом, интернет-индустрия по своему вкладу в ВВП обгонит сельское хозяйство.

Интернет-бизнесы в последние годы стали массовыми сервисами, такие бренды, как «Яндекс», Mail.Ru, Avito, работают сегодня с аудиторией, исчисляемой десятками миллионов человек, констатирует Андрей Чернышов, управляющий партнер рекламного агентства People & Screens (входит в группу Dentsu Aegis Network и специализируется на работе с интернет-компаниями). Он объясняет: с точки зрения стоимости привлечения аудитории интернет гораздо выгоднее для интернет-сервисов, но с точки зрения построения знания бренда пока не может конкурировать с ТВ.

Телереклама традиционно эффективна, и знание бренда Avito с самого начала строилось с ее помощью, констатирует представитель этой компании Андрей Барковский. По его словам, реклама на ТВ влияет как на знание и восприятие бренда, так и на увеличение трафика и количество скачиваний приложения новыми пользователями.

В этом году Mail.Ru Group продолжает увеличивать расходы на телерекламу. Как подсчитали аналитики Publicis Media Russia на основе измерений Mediascope, интернет-компания в январе—феврале 2018 года уже вошла в топ-20 рекламодателей по числу закупленных в федеральном телеэфире пунктов рейтинга (условная единица при продаже телерекламы; отражает количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный ролик). Закупки телерекламы в натуральном выражении у Mail.Ru Group возросли за два первых месяца 2018 года в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2017-го, до 3,4 тыс. пунктов рейтинга.

Представитель Mail.Ru Group отказался комментировать запланированную рекламную активность компании на этот год.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 27 ноября
EUR ЦБ: 110,49 (+1,62)
Инвестиции, 07:56
Курс доллара на 27 ноября
USD ЦБ: 105,06 (+1,27)
Инвестиции, 07:56
Российские войска заняли Новую Ильинку к северу от КураховоПолитика, 12:11
Доля рассрочки на рынке новостроек Москвы выросла в 8 разНедвижимость, 12:11
Минимизация неэффективности: как увеличить производительность трудаНациональные проекты, 12:10
Наука и саженцы: как бизнес повышает поглощающую способность экосистемТренды, 12:08
Суд оштрафовал мужчину, не сообщившего о готовящемся в здании ФСБ терактеОбщество, 12:05
Прошедшая ночь в Москве стала самой холодной с начала осениОбщество, 11:53
Полоса препятствий: 5 мифов о моде на маркетплейсахСтиль, 11:49
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Авторское вино: как работают российские малые винодельниВино, 11:49
Как составлять запросы для нейросетей — практическое пособиеPro, 11:46
Губернатор рассказал, как закрыл лазейку для проникновения мигрантовПолитика, 11:45
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 11:44
Силуанов назвал неправильное решение регионов по кредитамЭкономика, 11:43
«Лента.ру»: в России под видом мефедрона стали продавать опасный аналогОбщество, 11:39
Власти обсудят создание аналога аварийной «службы газа» для электричестваЭкономика, 11:36