В рекламных роликах «большой тройки» нашли нарушение закона
Как сообщили РБК в пресс-службе Федеральной антимонопольной службы (ФАС), рекламные послания МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона», в которых содержится информация об условиях получения услуг, были «доведены до потребителя ненадлежащим способом». К такому решению представители ФАС пришли 22 июня по итогам проведенного расследования — по всем трем делам ответчики признаны виновными в нарушении части 7 статьи 5 закона о рекламе. Этот пункт закона гласит: «Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы».
Установив факт нарушения закона, ФАС направит операторам предписание с требованием устранить нарушения. Кроме того, в течение 10 дней будут возбуждены новые дела, чтобы установить уже степень вины и размер административного наказания. Как пояснили РБК в пресс-службе ведомства, штраф может составить от 100 до 500 тыс. руб. для каждого оператора.
Как сообщал РБК, 12 мая ФАС возбудила два дела по жалобам «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) против «МегаФона» и МТС (№ 3-5-11/00-08-15 и № 3-5-12/00-08-15 соответственно). Суть претензий в обоих случаях одна и та же: «выпячивание» достоинств и скрытые (мелкий, нечитаемый шрифт) дополнительные условия, которые противоречат рекламному посылу. В рекламном ролике тарифа «Переходи на ноль» «МегаФона» оператор обещал «бесплатные звонки внутри сети». На самом деле бесплатными являются звонки внутри сети лишь в пределах определенного количества минут в сутки. В рекламе тарифной опции «МТС Планшет Mini» компания предлагала 500 Мб трафика в месяц бесплатно, но потребитель может получить их только порциями по 17 Мб в день. В обоих роликах дополнительная информация приводилась кратковременно и была изложена мелким, нечитаемым шрифтом.
Жалобу на «ВымпелКом» Tele2 подал чуть позже: дело № 3-5-15/00-08-15 было возбуждено 22 мая. Как следует из материалов ведомства, ролик, рекламирующий услуги интернет 4G-сети «БиЛайн» (ОАО «ВымпелКом»), распространялся в эфире федеральных телеканалов осенью 2014 года и создавал впечатление, что оператор предоставляет своим абонентам доступ в сеть в формате 4G бесплатно и безлимитно. Дополнительные условия, как и в случаях с МТС и «МегаФоном», демонстрировались на экране кратковременно и нечитаемым шрифтом. Услуги доступа в интернет оператор предоставляет в рамках отдельных опций и тарифов с абонентской платой и лимитированным трафиком.
Абонентам нужна честная реклама, которая не вводит в заблуждение и не приводит к непредвиденным дополнительным тратам, заявил РБК представитель Tele2 Константин Прокшин, комментируя итоги расследования ФАС. «Мы уверены, что наши усилия по полному и открытому информированию абонентов пойдут на пользу всему рынку и станут новым отраслевым стандартом», — добавил он.
«МегаФон», как клиентоориентированная и законопослушная компания, доводит до сведения абонентов полную и достоверную информацию об оказываемых услугах, — прокомментировала решение ФАС представитель оператора Алия Бекетова. — Мы считаем, что наша реклама соответствует существующему законодательству. На данный момент мы ждем мотивировочную часть для принятия дальнейших решений», — сообщила она РБК.
«ВымпелКом» изучит полный текст решения ФАС. Решение о дальнейших действиях будем принимать по итогам», — заявила РБК представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева.
После того как Tele2 обратилась с жалобами в ФАС, МТС свою вину не признала. Представитель оператора Дмитрий Солодовников заявил тогда РБК, что «компания строго придерживается требований законодательства». Эту позицию он подтвердил и сегодня, то есть после решения ФАС. МТС сейчас рассматривает возможность подачи апелляции, сообщил Солодовников. Он также отметил, что ведомство еще не завершило расследование по жалобам против акции Tele2 «Сезон охоты».
В январе «большая тройка» сотовых операторов обратилась в региональные управления ФАС (позже дело перешло в рассмотрение центрального аппарата ведомства) с жалобами на «Т2 РТК Холдинг» (одна из структур Tele2). Операторы посчитали некорректной рекламную акцию «Сезон охоты», в рамках которой Tele2 предлагала пользователям выявлять «нечестных» операторов: любой желающий мог на сайте пожаловаться на свою сотовую компанию и поменять оператора на «честного». Борцы за мобильную «честность» получали от Tele2 бонусы. В ответ на действия конкурентов Tele2 также обратился с жалобами к регулятору.
В начале июня мобильный оператор Yota (дочерняя компания «МегаФона») обратился в ФАС с жалобой на МТС и обвинил конкурента в недобросовестной рекламе. Недовольство Yota вызвала рекламная компания МТС, где этот оператор сообщает об отмене роуминга внутри России. В обращении в ведомство истец отметил, что по факту МТС отменил плату только за входящие звонки в роуминге, а остальные услуги по-прежнему остались платными. Решение о возбуждении дела по этому обращению в ФАС пока не принято.
В МТС с этим обвинением также не согласны. «Мы единственная компания среди «большой четверки», которая полностью отменила роуминг на новых тарифах, а для пользователей старых тарифов предложила абсолютно бесплатную опцию, которая обнуляет стоимость всех входящих вызов при поездках по России», — прокомментировал ситуацию РБК Дмитрий Солодовников.
Тем временем один из клиентов МТС, который утверждает, что стал жертвой этой рекламы, создал страницу в сети интернет, где разместил петицию с призывом «Заставить МТС прекратить воровать деньги». На данный момент под обращением подписались уже почти 16 тыс. человек.