В салонах МТС начнут выдавать посылки
Оператор связи МТС и сеть терминалов доставки QIWI Post договорились о сотрудничестве: в розничных салонах оператора появятся почтоматы по выдаче почтовых отправлений, следует из сообщения МТС. Первый автоматизированный почтомат уже установлен в одном из столичных салонов оператора, до конца октября они появятся в розничных отделениях пяти городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Челябинска и Орла, рассказал пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. Всего до конца года в салонах МТС будет установлено 18 почтоматов (занимают площадь 3 кв. м).
Расходы на запуск проекта стороны не раскрывают. По информации РБК от источника, знакомого с условиями сотрудничества, МТС будет получать от партнера вознаграждение за каждое выданное через почтоматы отправление, конкретную сумму не называют. В финансовой отчетности МТС доходы от сотрудничества с QIWI Post будут попадать в выручку розничной сети ЗАО «РТК». По итогам 2014 года выручка РТК составила, по данным системы СПАРК-Интерфакс, около 53,2 млрд руб., что почти на 10% больше, чем годом ранее.
В МТС ожидают заполняемости почтоматов минимум на 60%, что приведет к удвоению числа пользователей терминалов, и пятикратного роста выручки от выдачи заказов через полгода после старта проекта. Сотрудничество с QIWI Post может на 3–5% увеличить поток посетителей в салоны, повысить эффективность точек, расширить возможности по выдаче заказов собственного интернет-магазина и увеличить продажи сопутствующих товаров в Сети, уточняет Солодовников.
Генеральный директор QIWI Post Андрей Чечин видит в совместном проекте «большой потенциал». Для QIWI Post — это возможность оперативно увеличить свою сеть терминалов выдачи. По информации на официальном сайте компании, сеть почтоматов QIWI Post сейчас насчитывает около 380 терминалов в 21 регионе России. При этом розничная сеть МТС — это около 4,4 тыс. салонов по стране. Чечин ожидает, что за год сотрудничества с МТС компании удастся вдвое увеличить число пользователей и объем выданных через почтоматы товаров.
Решение о расширении проекта МТС и QIWI Post будут принимать в январе 2016 года, после того как смогут оценить эффективность сотрудничества в низкий и высокий сезоны и выработать оптимальный формат взаимодействия, рассказывает представитель МТС.
В России и в мире
Материнская компания QIWI Post — Inpost. Сеть почтоматов фирма развивает с 2007 года: терминалы самообслуживания по выдаче заказов компания производит на собственном заводе в Кракове. Inpost управляет операциями в нескольких десятках стран мира. В 2011 году компания вышла на рынок России в партнерстве с группой QIWI под брендом QIWI Post.
Терминалы компании есть в 21 регионе России, в планах увеличить географию присутствия до 55 регионов к концу года. В настоящий момент Inpost управляет сетью из 380 терминалов, из которых 180 штук установлены на улицах. Компания сотрудничает с более чем 200 ретейлерами по России, среди партнеров — «Юлмарт», Ozon, MediaMarkt, Avon, Oriflame и другие.
Первые терминалы автоматизированной доставки — почтоматы — появились в мире в 2001 году. Концепцию впервые представила курьерская служба DHL, установив первые почтоматы в городах Дортмунд и Мейнц. Внешне почтоматы похожи на камеры хранения — несколько десятков ячеек разных размеров, в центре установлен сенсорный экран, куда пользователь вбивает номер товара и код получения. Оплатить товар можно как заранее, так и непосредственно в терминале.
Получение отправлений через почтоматы имеет свои преимущества: избавляет клиентов от необходимости ожидать курьера, позволяет более свободно распоряжаться собственным временем, считает представитель курьерской службы IML Дмитрий Ключников. При этом у доставки через почтоматы есть и серьезные ограничения — автоматическая выдача слабо реализует функцию частичного отказа, клиент не имеет возможности ознакомиться с заказом прежде, чем совершить оплату, ячейки терминалов имеют ограничения по габаритам и весу, зачастую почтоматы не дают сдачу, приводит аргументы Ключников.
По прогнозам международной консалтинговой компании Deloitte, количество пунктов выдачи интернет-заказов, установленных в Европе в 2015 году, достигнет 500 тыс. штук, что на 20% больше, чем в 2014-м. В России первые почтоматы появились в 2010 году, первыми их представила компания PickPoint. При этом, если зарубежные почтоматы уже работают и на прием, и на выдачу товаров, то в России терминалы пока умеют только выдавать посылки.
Непрофильный бизнес
Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов считает, что совместный проект МТС и QIWI Post — «хороший и интересный шаг в развитии бизнеса». В России сейчас насчитывается порядка 800 почтоматов, лидерами по числу автоматизированных устройств практически в равных долях являются PickPoint и QIWI Post, приводит данные Иванов. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) уточняют, что в число лидеров также входит сервис Logibox.
По данным АКИТ, в 2014 году на автоматизированные пункты выдачи заказов пришлось 11% рынка. При этом лидером по числу выданных заказов из интернет-магазинов в России является «Почта России»: по итогам 2014 года доля госкомпании составила 39% против 33% годом ранее, следует из данных АКИТ.
Представитель «Почты России» отказался от комментариев о проекте МТС и QIWI Post. При этом в 2012–2014 годах «Почта России» сама экспериментировала с выдачей через почтоматы. Как следует из информации на старом сайте госкомпании, в отделениях по России работали 145 автоматизированных терминалов — это были как собственные почтоматы «Почты России», так и сторонние от Logibox. На новом сайте «Почты России» (заработал в сентябре 2015 года) информации о почтоматах нет. При этом в пресс-службе рассказали, что до конца 2015 года в 11 крупнейших городах страны будут запущены почтовые отделения нового формата: в них появится так называемая зона 24/7, где будут работать как раз почтоматы для самостоятельного получения отправлений.
Объем рынка интернет-торговли в России по итогам 2014 года вырос на 31%, до 713 млрд руб.: из 73 млн россиян, пользующихся интернетом, более половины совершают покупки через интернет. Для получения заказа через почтомат клиенту не нужно контактировать с персоналом салона: необходимо лишь ввести свой номер мобильного телефона и код подтверждения, полученный через СМС.
Совместный проект МТС и QIWI Post — первый пример подобного логистического сотрудничества на телеком-рынке. Сотовые ретейлеры «Связной» и «Евросеть», конечно, тоже занимаются выдачей отправлений, но не через почтоматы — по сути, отделения их сети служат пунктами самовывоза для клиентов. Например, в таком формате с ретейлерами сотрудничает онлайн-продавец Enter, «Евросеть» также осуществляет доставку из онлайн-магазинов Ozon и Lamoda.
Представители «большой тройки» отказались от комментариев действия конкурента. При этом Татьяна Зверева, представитель «МегаФона», уточнила, что оператор «заинтересован в расширении услуг для клиентов, но старается максимально сочетать новые услуги с основным бизнесом». Анна Айбашева, представитель «ВымпелКома», сообщила, что компания «обсуждает возможность самых разных проектов с «Почтой России».
Вынужденная инициатива
Собеседники РБК на телеком-рынке уверяют, что новый проект МТС — очередная попытка оператора повысить привлекательность своей розницы для покупателей в связи с прекращением летом 2015 года сотрудничества с основным партнером по продаже контрактов ретейлером «Связной». Инициатором разрыва отношений тогда выступил МТС: представители компании объясняли свое решение «резкой сменой политики ретейлера, который в пять раз снизил продажи контрактов оператора». Из отчета Merrill Lynch, на который ссылалась газета «Ведомости», следовало, что на «Связной» приходилось 15% продаж сим-карт МТС; представитель МТС эту цифру не комментировал.
С другим крупным сотовым ретейлером, «Евросетью», МТС не сотрудничает с весны 2014 года. Это произошло после того, как собственниками «Евросети» стали конкуренты МТС — «ВымпелКом» и «МегаФон». Они же, в свою очередь, являются теперь приоритетными партнерами «Связного», основным владельцем которого с этого года является родной брат президента «Евросети» Александра Малиса — Олег.
В августе МТС объявил о возрождении розничного проекта «Телефон.ру», закрытого несколько лет назад из-за убыточности. Как рассказывал вице-президент компании по маркетингу Василь Лацанич агентству Интерфакс, на данный момент открыты несколько салонов в Москве (где именно — не уточняется), пока в них продают только контракты самой МТС. Однако в планах оператора превратить «Телефон.ру» в не ассоциирующуюся с МТС мультибрендовую сеть, ориентирующуюся на продажу устройств и контрактов, а не на обслуживание абонентов, то есть в полноценного конкурента «Связному» и «Евросети».
По словам источника газеты «Ведомости», «на первых порах» сеть «Телефон.ру» будет состоять из 200 салонов. Один из знакомых менеджеров МТС рассказывает, что в федеральной сети «Телефон.ру» будут тысячи салонов.