Создатели «Ночного дозора» и «Елок» займутся выпуском комиксов
Какие перспективы у киностудии на рынке графических романовКиностудия «Базелевс», известная по фильмам «Ночной дозор», «Горько» и «Елки», выйдет на рынок комиксов. Об этом рассказали РБК в компании. Первые графические романы будут основаны на сюжетах будущих проектов студии.
Чем известна киностудия «Базелевс»
Киностудия «Базелевс» была основана в 1994 году режиссером и продюсером Тимуром Бекмамбетовым. В декабре 2022 года ее выкупили Лала Рустамова, занявшая пост генпродюсера, и Тимур Асадов, ставший гендиректором компании. Сам Бекмамбетов продолжает сотрудничество со студией как режиссер, сейчас он снимает для нее анимационный фильм «Ходжа Насреддин». В числе наиболее известных проектов «Базелевса» — экранизация романов Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» и «Дневной дозор», а также киносерии «Елки» и «Горько!».
Новое подразделение «Базелевса» будет называться «БЗЗЗ Комиксы». Пост главного редактора займет основатель магазина комиксов Takapulta Денис Лопатников, арт-директором назначен художник Валентин Поткин, сотрудничающий с создавшей серию «Майор Гром» студией Bubble, а генпродюсером — представитель «Базелевса» Алексей Зиновкин. Над разработкой сценариев будет работать сценарист Владимир Максимушкин, сотрудничавший с издательством «Белый единорог» и разработчиком игр «1С».
В стартовой линейке нового подразделения будут представлены четыре комикса. Первый — «Ходжа» — посвящен приключениям героя легенд Востока Ходжи Насреддина и его Ишака. Комикс станет частью франшизы по разрабатываемому мультипликационному фильму «Ходжа Насреддин», режиссером которого выступает Тимур Бекмамбетов. В нее также войдут анимационный телесериал и видеоигра.
Второй комикс — исторический экшн «Кырк-Кыз», посвященный мистическому отряду девушек-воинов, который встанет на защиту городов Шелкового пути от монгольских кочевников. Студия также выпустит графические романы «Шурале» об одноименном герое татарского фольклора и детский «Чамп», героем которого станет футбольный мяч, мечтающий попасть на чемпионат мира.
Генпродюсер «Базелевса» Лала Рустамова, объясняя выход компании на новый рынок, отметила, что в разработке киностудии сейчас находится много проектов, реализовывать которые в рамках традиционного кинобизнеса «трудоемко и дорого». «В этом смысле комиксы, с одной стороны, создают готовый продукт, который можно монетизировать, а с другой — выступают визуальной концепцией будущего фильма, по которой гораздо проще принять решение о запуске проекта в производство», — объясняет она.
Пользуются ли комиксы популярностью
Крупнейшая в России книжная сеть «Читай-город» фиксирует рост продаж графических романов на протяжении всего года, рассказала РБК руководитель направления «Комиксы и Манга» сети Елена Барвинская. По данным за третий квартал 2024 года, продажи комиксов росли в среднем на 8%. При этом онлайн-продажи на сайте магазина показывают рост 12%, розничные точки — плюс 6,5%. Лидирующие позиции в продажах занимают комиксы издательств Bubble, Alpaca и «Комильфо». Спрос стимулирует и рост предложения: ежемесячно «Читай-город» выводит в продажу от трех до десяти новинок. При этом ниша не перегружена и потенциал для роста есть, констатирует Барвинская.
Как оценивают потенциал «Базелевса» на рынке комиксов
Текущие проекты студии «Базелевс», в числе которых франшиза «Елки», «Мама для мамонтенка» и «Ходжа Насреддин», сложно представить в комиксе, считает глава агентства InterMedia Евгений Сафронов, так как на этом рынке «властвуют Тор и Бэтмен» (герои популярных комиксов Marvel и DC). «Впрочем, в последнее время в эту сферу ворвался отечественный «Майор Гром» (серия комиксов и основанных на них фильмов издательства Bubble. — РБК) и можно предположить, что «Базелевс» присматривается к супергеройским фильмам». Стартовые инвестиции в проект по выпуску комиксов могут составлять от 50 млн до 100 млн руб., оценивает Сафронов.
В целом рынок печатных комиксов, по мнению Сафронова, сейчас перспективен и растет опережающими темпами по отношению ко всей книжной индустрии. Аналогичную позицию высказал и глава издательства «Росмэн» Борис Кузнецов, назвав сегмент одним из основных драйверов отрасли. Но по большей части направление графических романов представлено корейскими, китайскими и японскими проектами, оговаривается он. «Ниша рукомикса сейчас только формируется, и сильные тайтлы тут можно пересчитать по пальцам, — отмечает Кузнецов. — Возможно, что выход «Базелевса» со своими коллаборациями серьезно ускорит развитие сегмента».
Читайте РБК в Telegram.