Котировки VK выросли на 2%, несмотря на санкции в отношении ее главы
В среду, 23 февраля, торги глобальными депозитарными расписками VK (бывшая Mail.ru Group) на Лондонской фондовой бирже открылись на отметке $5,87 за штуку, что на 2,4% больше, чем цена закрытия в предыдущий день торгов.
По итогам торгов 22 февраля котировки VK снизились почти на 5%, до $5,73.
Ночью Минфин США объявил о введении санкций против детей российских чиновников и в том числе — Владимира Кириенко, гендиректора VK. Владимир Кириенко — сын первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко, бывшего премьер-министра и главы «Росатома». Помимо него под санкции также попали Денис Бортников (сын главы ФСБ Александра Бортникова) и Петр Фрадков (сын экс-премьера Михаила Фрадкова), которые занимают руководящие посты в ВТБ.
В сообщении Минфина США отмечается, что санкции направлены на ближайшее окружение президента России Владимира Путина. Режим санкций предполагает, что имущество и другая собственность включенных в санкционный список лиц, находящаяся в США или под контролем лиц из этой страны, должны быть заблокированы. Это же касается организаций, в которых доля лиц под санкциями составляет 50% и более. Компаниям из США будет запрещено осуществлять транзакции с подобными организациями.
Как санкции могут повлиять на VK
Владимир Кириенко возглавил VK в начале декабря прошлого года после изменений в составе акционеров компании: USM миллиардера Алишера Усманова объявила, что подконтрольный ей «МегаФон» продает СОГАЗу 45% акций «МФ Технологии» (эта компания владеет 4,8% обыкновенных и 57,3% голосующих акций VK). Часть акций USM продаст Газпромбанку. В результате сделок доли СОГАЗа и Газпромбанка в «МФ Технологии» составят по 45%, еще 10% остается у «Ростеха». До прихода в VK Кириенко несколько лет занимал должность старшего вице-президента по развитию и управлению бизнесом «Ростелекома».
В пресс-службе VK позднее РБК сообщили, что санкции в отношении Кириенко никак не скажутся на работе компании. «Включение генерального директора Владимира Кириенко в список OFAC SDN (санкционный список Минфина США. — РБК) не повлияет на операционную и финансовую деятельность VK, а также на взаимодействие с партнерами. Компания продолжает работать в обычном режиме», — указали в компании.
За последний год стоимость бумаг VK на Лондонской фондовой бирже упала почти в пять раз. При этом средняя целевая цена для акций VK на ближайшие 12 месяцев составляет $26,55, большинство аналитиков советовали покупать эти бумаги.
Партнер юридической компании «Генезис» Василий Сосновский говорит, что примеры личных санкций, введенных ранее в отношении некоторых крупных российских предпринимателей, показывают, что принципиальным является, в первую очередь, размер их доли в компании. Те, кто владел более 50%, после попадания под личные санкции снижали долю или полностью избавлялись от активов, обычно уступая их формально не аффилированным лицам или снижали свою долю владения компаниями. «В целом, для частной активно развивающейся компании нежелательно, если ею руководит лицо, попавшее в санкционные списки, особенно если такая компания работает на рынках США и ЕС», — указал Сосновский, напомнив, что попадавшие в санкционные списки предприниматели вносили изменения в управляющих органах компаний, например покидали советы директоров (как в случае с Олегом Дерипаской, который в 2018 году вышел из совета директоров «Русала», где занимал должность неисполнительного директора).
Управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов считает маловероятным, чтобы эти санкции значительно повлияли на деятельность VK. «Согласно Пункту (b) Раздела № 1702 International Emergency Economic Powers Act, являющегося основополагающим актом в области санкций США, президент своими указами, вводящими санкции, не может ограничивать общение лиц и поток информации. Таким образом, сама социальная сеть, вероятно, избежит глобальных последствий», — указал Именнов. В то же время он отмечает, что на практике могут возникнуть проблемы с обслуживанием VK в западных банках, комплаенс служба которых может просто на основании внутренних процедур посчитать это слишком высоким риском и прекратить обслуживание счетов VK или отказать компании в открытии новых счетов.
«Скорее всего, Владимир Кириенко передаст свои полномочия доверенному лицу и этого может быть достаточным для снижения санкционных рисков компании. Уход же давних контрагентов и партнеров, обеспечивающих, возможно, поставки технического оборудования, представляется маловероятным из-за наличия только генерального директора, а не самой компании под санкциями», — рассуждает он.
В 2017 году OFAC — подразделение Минфина США, курирующее экономические санкции, — наложило штраф на крупнейшую нефтегазовую компанию страны ExxonMobil, обвинив ее в нарушении санкционного режима, действующего в отношении России. В мае 2014 года ExxonMobil заключила соглашения с «Роснефтью», их подписал главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, который на тот момент уже находился в санкционном списке SDN (Specially Designated Nationals) — лиц, с которыми американцам запрещено вести бизнес. Но после объявления штрафа Exxon подала иск против OFAC и министра финансов США Стивена Мнучина, требуя признать действия компании законными и отменить штраф. Впоследствии компания оспорила штраф, заявив, что санкции были введены против Сечина как частной персоны, а не должностного лица (представителя компании, которая сама по себе не находится в санкционном списке).