Глава киносети Мамута назвал причины ухода голливудских студий из России
Директор объединенной сети «Формула кино» и «Синема Парк» Алексей Васясин не считает, что крупнейшие голливудские студии приняли решение уйти с российского рынка самостоятельно. Об этом он сообщил в интервью РБК. «На вопрос о том, хотят ли нормальные бизнесмены, в том числе киностудии, вернуться к дальнейшему плодотворному сотрудничеству на российском рынке, ответ прост: да, — утверждает Васясин. — Но официальный диалог сейчас не ведется. Возврат к нему, конечно, возможен, но точные сроки сейчас никто не назовет».
Об отмене премьер в России западные студии объявили в начале марта, вскоре после начала военной спецоперации. Российские кинотеатры меньше чем за сутки до премьеры лишились права показывать нового «Бэтмена», собравшего в мировом прокате $770 млн. Не вышли на местный экран также «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» (мировая касса превысила $405 млн), кинокомикс Marvel «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (почти $1 млрд) и «Мир Юрского периода: Господство» (также почти $1 млрд).
В ответ на это, как сообщали в июне «Ведомости» со ссылкой на источники, киносети еще весной перестали платить голливудским мейджорам Universal, Disney, Warner Bros. и Sony за уже вышедшие фильмы. «Я готов подтвердить эту информацию, — заявил в интервью РБК Васясин. — Но это не было какой-то спланированной акцией. В нормальном мире компании ведут диалог. И в нашей индустрии мы всегда исходили из принципа взаимовыгодного сотрудничества. А когда студии в одностороннем порядке прервали поставку новых фильмов, да, мы прервали выплаты. И мы не будем платить до момента возврата к какому-то продуктивному диалогу».
Точную сумму долга Васясин не уточнил, отметив лишь, что это «была обычная сумма текущего долга, но из-за приостановки работы студий она превратилась в долг просроченный».
Информацию Ассоциации владельцев кинотеатров о якобы желании Disney и Sony вернуться в Россию через параллельный импорт Васясин категорически опроверг: «Это некая профанация. Такой информации нет, либо ее неправильно интерпретировали». Тем не менее студии, по его словам, по российскому рынку «скучают»: «Это нормальные люди, которые до этого успешно делали здесь бизнес. Если смотреть в глобальных масштабах, доля России в рамках мира — 3–5%. Формально этим можно пренебречь. Но если смотреть не на относительные, а на абсолютные показатели, то речь идет о сотнях миллионов долларов, это важные цифры для любой компании. Они хотят делать бизнес на любой территории. Среди мейджоров нет радикалов. Они вне политики».
На фоне отсутствия западного контента помочь кинотеатрам дожить до потенциально успешных российских премьер могут прежде всего прямые субсидии. По разным оценкам, утверждает Васясин, потребуется 6–10 млрд руб. в год.