Минюст США предложил Google продать браузер Chrome. Что это значит
В среду, 20 ноября, Минюст США направил в Федеральный суд округа Колумбия свои рекомендации по делу об устранении монополии Google на рынке поисковиков. Ведомство предлагает компании продать браузер Chrome, а также на пять лет отказаться от инвестирования или покупки активов в области поиска и поисковой рекламы, в том числе на основе искусственного интеллекта.
В документе Минюст отмечает, что Google более десяти лет удерживал свою монополию на рынке поисковиков и текстовой рекламы, используя антиконкурентные практики. По версии министерства, компания манипулировала контролем над операционной системой Android и браузером Chrome, чтобы Google стал практически универсальной поисковой системой по умолчанию, а поиск — единственной точкой доступа в сеть, с помощью которой компания собирала данные о пользователях и улучшала таргетинг рекламы.
В августе суд по иску Минюста признал Google монополистом среди поисковиков. Суд установил, что в 2021 году Google заплатила $26,3 млрд Apple, Samsung и другим производителям за то, чтобы поисковая система компании стояла по умолчанию на их устройствах. Эта сделка позволила Google повысить цены на онлайн-рекламу.
В своей нынешней рекомендации Минюст указал, что наиболее простым способом решить вопрос с монополией Google было бы продать операционную систему Android. Таким образом, компания потеряла бы возможность использовать эту платформу для ограничения своих конкурентов в сервисе поиска. Но, как пишут авторы документа, они понимают, что такое требование может вызвать существенные возражения со стороны Google или других участников рынка. В качестве альтернативы продаже Android Минюст предложил ряд поведенческих мер, которые могут ослабить возможности Google использовать контроль над Android для поддержки своих сервисов и ограничения конкурирующих. Среди рекомендаций Минюст предлагает предусмотреть меры правовой защиты, которые за некоторым исключением будут действовать 10 лет, — тот же срок, на который Google «заморозил [развитие конкурентной] поисковой экосистемы». Эти меры должны среди прочего:
- исключить для Google соглашения с третьими сторонами, предполагающими выбор его поиска по умолчанию на тех или иных устройствах. Также любая сделка по покупке конкурирующих компаний или долей в них в сегментах поиска и поисковой рекламы должна проходить с одобрения США;
- гарантировать, что Google не сможет предоставлять своему поиску преимущественный доступ к другим своим продуктам или услугам, включая Android, видеохостинг YouTube и чат-бот с искусственным интеллектом Gemini;
- обязать Google сделать поисковый индекс доступным по минимальной цене для конкурентов, в том числе потенциальных; предоставлять конкурентам как пользовательские, так и рекламные данные в течение 10 лет бесплатно, на недискриминационной основе и с надлежащими гарантиями конфиденциальности и др.
Предполагается, что в ближайшие месяцы свои предложения по устранению выявленной в августе монополии представит Google, а окончательное решение по этому делу суд должен вынести до августа 2025 года.
Что значит Chrome для Google
По данным сервиса StatCounter, Chrome занимает 66% мирового рынка браузеров, а через поиск Google, который по умолчанию интегрирован в браузер, обрабатывается почти 90% поисковых запросов. Аналитик Bloomberg Intelligence Мандип Сингх оценил стоимость Chrome в случае продажи в $15–20 млрд.
Google отслеживает активность пользователей в Chrome и применяет эти данные для более точной настройки рекламы, которая приносит ей основную часть дохода. В третьем квартале этого года подразделение поиска Google принесло Alphabet $49,4 млрд, или 56% выручки. Браузер является основным источником трафика для поисковой системы, также Google использует Chrome как точку входа для Gemini и почтового сервиса Gmail.
Основатель LiveInternet Герман Клименко отметил, что сейчас «браузер — это точка входа в сервис», поэтому Chrome является важнейшим продуктом для Google. «Дело даже не столько в браузере, а в том, какой поисковик в нем предустановлен», — указал эксперт. Он напомнил об истории, которая произошла с Microsoft и браузером Internet Explorer. В 2001 году суд постановил, что операционная система Windows тесно связана с собственным браузером Internet Explorer, что привело к вытеснению с рынка браузеров конкурента Microsoft — компании Netscape. В результате Microsoft была вынуждена упростить процесс размещения софта в Windows для других компаний. «Если бы Microsoft не был разделен с Internet Explorer физически, то, наверное, сейчас Chrome бы и не было», — считает Герман Клименко. В то же время он уверен, что юристы Google хорошо изучили описанный случай и не должны его повторить. «Даже если браузер и будет продан, компания сделает все, чтобы на какое-то время сохранить связку с поисковиком Google, оговорить другие варианты сотрудничества», — рассуждает Клименко.
Будет ли влияние на пользователей в России
По данным Liveinternet, Google Chrome занимает 46,8% на российском рынке. За ним следуют «Яндекс Браузер» (32,8%) и Safari (11,8%). Впрочем, сам «Яндекс» со ссылкой на данные своего сервиса «Яндекс Радар», недавно заявил, что его браузер стал лидером в России. На начало ноября его доля составляла 36,8%, у Chrome — 30,5%, у Safari — 17,5%.
Основная доля рекламных поступлений Google формировалась от монетизации YouTube, которая была отключена для российских пользователей после начала специальной военной операции на Украине. Кроме того, в 2022 году Google Ads приостановил работу в России. Это не лишило рекламодателей возможностей продвижения на площадке, но существенно ограничило их. В 2024 году полностью прекратил работу в России и сервис контекстной рекламы Google AdSense. Источник РБК на рынке рекламы говорит, что российские юрлица сейчас стараются не размещать рекламу в Google, поскольку сама компания не позволяет таргетировать ее на российскую аудиторию даже для иностранных клиентов, а местное юрлицо — ООО «Гугл» — признано банкротом.
О том, что сервисы интернет-рекламы Google на российском рынке закрыты, говорит и управляющий директор по электронной коммерции и цифровому развитию группы компаний «Игроник» Александр Солонин. На пользователях из России ситуация с продажей Chrome в связи с этим никак не отразится, считает он.
Аналогичное мнение у гендиректора NMi Digital (NMi Group) Анны Планиной. На 2022 год доля Google Ads составляла до 50%, принося российским компаниям более 20% всего рекламного трафика, сейчас официальная статистика не ведется, но доля за последние два года «однозначно сократилась» из-за большого количества сложностей при запуске рекламных кампаний, отметила она.
По словам исполнительного директора по цифровым коммуникациям рекламного агентства PHD Марии Литошиной, рыночную долю Google в российском сегменте интернет-рекламы сейчас оценить сложно. «Если допустить гипотетическую продажу Chrome, то влияние этого события на российский рекламный рынок зависело бы от множества факторов, в первую очередь от того, кому перешел бы сервис и как новый владелец изменил бы его работу», — рассуждает Литошина.
Читайте РБК в Telegram.