Перейти к основному контенту
Город ,  
0 
Эксклюзив

Власти ограничат комиссии агрегаторов от продажи билетов в театры Москвы

Как это отразится на потребителях и культурных учреждениях столицы
Власти Москвы ограничат комиссию театров агрегаторам за продажу билетов на спектакли
Билетные агрегаторы не смогут взимать с московских театров комиссию выше 4% за свои услуги. Этого, по словам участников рынка, не хватит для обеспечения продаж, в результате чего может вырасти конечная цена билетов для покупателей
Фото:  Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Московский департамент культуры разослал подведомственным театрам предписание о том, что заключать контракты на распространение билетов с помощью специализированных сервисов и агрегаторов они могут только с комиссией не выше 4%. Об этом РБК сообщили три источника в крупных билетных компаниях, а также подтвердили в пресс-службе самого департамента. Ограничения вступят в силу с 1 июля, уточнил представитель ведомства.

Решение об установлении «верхнего потолка» комиссии в депкульте объясняют желанием установить единый подход и «оптимизировать накладные расходы» подведомственных учреждений. В настоящее время продажа билетов на спектакли и концерты государственных театров осуществляется «не только традиционно их собственными кассами, но также через разные электронные ресурсы и сервисы, принадлежащие частным операторам», указывают в депкульте. «За свои посреднические услуги такие компании берут вознаграждение с каждого проданного билета, которое определяется индивидуально (3–15%) и составляет значительную сумму от выручки театров», — объясняет представитель ведомства.

Каких театров это коснется

Департаменту культуры Москвы подчиняется несколько десятков московских театров. В их числе — «Современник», Театр Ермоловой, «Ленком», Московский театр на Таганке, Театр им. Маяковского, Театр cатиры, Мастерская Петра Фоменко, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Театр Моссовета, Московский театр оперетты, Театр им. Пушкина, Et Cetera, Московский театр юного зрителя, Театр Терезы Дуровой и «Эрмитаж».

Представители этих театров на момент публикации материала либо не ответили на запрос РБК, либо отказались от комментариев. Также поступили и представители крупнейших билетных агрегаторов — МТС Live и Ticketland (оба принадлежат МТС), «Яндекс.Афиша», kassir.ru, TicketCloud и «Афиша» (последняя принадлежит «Сберу»).

Дефицит развлечений увеличил продажи билетов в театры на 40%
Технологии и медиа
Фото:Рамиль Ситдиков / РИА Новости

За что театры платят комиссию агрегаторам

Театры, как и все участники рынка, работают с билетными сервисами по двум моделям, объясняет РБК один из участников рынка. Первая модель подразумевает установку на сайте самого театра программного обеспечения агрегатора, через которое продаются билеты. Вторая модель — реализация билетов на сайте агрегатора. В обоих случаях с организаторов в пользу билетного сервиса взимается комиссия от суммы всех реализованных билетов, в среднем по рынку она составляет 8–10%, говорит собеседник РБК.

За эти деньги агрегатор не только берет на себя продажу билетов, но также организовывает PR-кампанию мероприятия: добавляет его в рассылаемые пользователям подборки, продвигает через баннеры на собственных ресурсах, отдает приоритет в выдаче и так далее.

Кроме услуг по продвижению мероприятия в комиссию включены и другие расходы, объясняет, в свою очередь, еще один собеседник РБК на рынке: «Так, комиссия за эквайринг — это уже 2%. Еще примерно столько же уходит на обеспечение зарплатного фонда программистам, поддерживающим работу самой системы. Кроме того, в комиссию входит сумма, которую пользователь получит в качестве кешбэка от банка при оплате покупки определенной картой».

Сейчас на конечной стоимости билета для зрителей эта комиссия, которую платят организаторы мероприятий, не отражается, отмечают собеседники РБК. Тем не менее агрегатор может вводить собственную комиссию для покупателей. Например, на «Яндекс.Афише» наценка за «работу сервиса» обычно составляет 10% от стоимости билета. У kassir.ru на ряд спектаклей также действует сервисный сбор в размере около 10%. Ticketland, в свою очередь, для пользователей сервисный сбор чаще всего не устанавливает.

Власти Москвы сменили руководство «Гоголь-центра» и «Современника»
Общество
Антон Яковлев

Как изменения повлияют на бизнес продавцов билетов

Опрошенные РБК участники рынка единогласно отмечают, что ограничение верхнего потолка возможной комиссии напрямую повлияет на их бизнес-модель. В первую очередь это скажется на качестве программного обеспечения. Во-вторых, это отразится на покупателях: чтобы покрыть часть операционных расходов, агрегаторы будут вынуждены вводить или повышать уже существующие сервисные сборы. В-третьих, пострадают и сами театры: отсутствие маркетинговых кампаний по продвижению постановок может привести к падению посещаемости, так как зрители просто не будут знать о существовании того или иного спектакля.

Как меняется спрос на театры

По итогам первого полугодия 2022 года доля театральных постановок на фоне дефицита концертов и западного кино составила больше половины от всех проданных на развлекательные мероприятий билетов (51%, рост по сравнению с аналогичным периодом 2021-го — 5 п.п.). Для сравнения: на мюзиклы тогда пришлось 12% всех продаж (этот сегмент год к году не изменился), на концерты — 14% (минус 3 п.п.). В целом продажи на театральные постановки (без учета оперы, балета и мюзиклов) за первое полугодие увеличились в полтора раза.

В августе—сентябре 2022 года, на старте осеннего театрального сезона, продажи билетов увеличились в среднем еще на 40% в количественном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. В Театре на Таганке тогда подтверждали, что с начала сезона спрос на билеты увеличился на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в Театре им. Пушкина рост продаж билетов тогда составил примерно 15%.

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Главные в вине: в Москве прошел Российский винодельческий форум

РБК Вино РБК Вино

Особый стиль и внимание к деталям. Как создавали этикетки для вина в СССР

РБК Вино РБК Вино

Укрывное виноградарство: что это и как влияет на вино

РБК Вино РБК Вино

По Цельсию или по Фаренгейту? Артур Саркисян — о пользе винных рейтингов

РБК Вино РБК Вино

Эксперты рассказали, какое вино нельзя пить веганам

РБК Вино РБК Вино

Снежанна Георгиева о том, как разбираться в вине и людях

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 14 ноября
EUR ЦБ: 104,29 (+0,04)
Инвестиции, 13 ноя, 17:33
Курс доллара на 14 ноября
USD ЦБ: 98,37 (+0,41)
Инвестиции, 13 ноя, 17:33
Месси и Роналду вошли в число претендентов на премию Globe Soccer AwardsСпорт, 14:44
Будущий госсекретарь при Трампе пообещал обеспечить «мир через силу»Политика, 14:28
Песков рассказал о тщательной проработке зарубежных поездок ПутинаПолитика, 14:23
Какие документы нельзя подписать онлайн. ТестРБК и Битрикс24, 14:22
Глава района в Курской области похвасталась медалью — ее освистали. ВидеоПолитика, 14:22
«Ростех» пригласил Кологривого на экскурсию после сообщений о его райдереОбщество, 14:16
Иностранцы будут сдавать биометрию при въезде в Россию по безвизуОбщество, 14:11
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Бывшая ученица Плющенко заявила, что не жалеет о смене гражданстваСпорт, 14:05
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компанииPro, 14:00
Акции Burberry выросли на 15% после объявления плана реструктуризацииИнвестиции, 13:58
Кремль ответил на вопрос о спецпосланнике по Украине по аналогии с СШАПолитика, 13:57
Кеннеди назвал «отвратительной» еду Трампа во время предвыборной гонкиПолитика, 13:56
В Кремле заявили, что пока не возлагают надежд на ТрампаПолитика, 13:51
В полиции подтвердили историю о «взбесившемся» в Новой Москве MercedesОбщество, 13:50